Размер шрифта: Цвета:

Многофункциональные центры прикладных квалификаций

Формирование сети многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений среднего профессионального образования в такие центры, относится к числу перспективных направлений решения задачи кадрового обеспечения отраслей, имеющих решающее значение для модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Создание таких центров предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. No599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и должно обеспечить преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения.

Минобрнауки России организована работа по мониторингу создания и функционирования учебных центров профессиональной квалификации (многофункциональных центров прикладных квалификаций) в регионах Российской Федерации в рамках реализации «Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы».

По информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере профессионального образования, в 2013-2015 годах запланировано создание 183 центров прикладных  квалификаций в 68 субъектах Российской Федерации (методические рекомендации).

  1. Предоставление профориентационных услуг общеобразовательным организациям и населению.
  2. Подготовка кадров с начальным (базовым) уровнем квалификации, подготовка по массовым профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда.
  3. Организация практико-ориентированной подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам путем реализации программ профессиональных модулей на базе Центра, в том числе на основе сетевого взаимодействия и дистанционного обучения.
  4. Повышение квалификации и (или) организация стажировок на рабочем месте педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися дисциплин (модулей) профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы, дополнительной  профессиональной программы или программы профессионального обучения.
  5. Разработка, апробация и экспертиза образовательных программ с привлечением  профильных организаций и объединений работодателей.
  6. Содействие работодателям и их объединениям в проведении процедур оценки и сертификации квалификации.

В настоящее время можно встретить два термина «многофункциональный центр прикладных квалификаций» и «учебный центр профессиональной квалификации». Эти термины используются как синонимичные. Как отмечается в рекомендациях Минэкономразвития России (письмо от 16 августа 2012 г. NoД04и-950), создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций необходимо осуществлять с учетом положений Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный Закон) об учебных центрах профессиональной квалификации. Пунктом 6 статьи 73 Федерального закона предусмотрена возможность реализации программ профессионального обучения в учебных центрах профессиональной квалификации. Соответственно, термин  многофункциональный центр прикладных квалификаций» следует рассматривать как тождественный термину «учебный центр профессиональной квалификации».

По сути, понятие «прикладная квалификация», указанная в пункте 3 Указа, означает квалификацию работника, необходимую для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами по профессии рабочего или должности служащего. Как правило, прикладная квалификация приобретается лицами разного возраста по результатам профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций) (далее — центр, УЦПК) — это организация или структурное подразделение организации, осуществляющая образовательную деятельность по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований).  Приоритетом деятельности центра является подготовка высококвалифицированных кадров для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Выпускники таких программ, как правило, приобретают квалификацию 3-6 уровня.

Презентации о многофункциональных центрах прикладных квалификаций:

Центры профессиональной квалификации Иркутской области

ГБПОУ ИО «Ангарский автотранспортный техникум»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ангарский автотранспортный техникум»
665806, г. Ангарск, квартал 8, д. 3.
Руководитель:
Арганы Нина Федоровна
83955956286

ГБПОУ ИО «Иркутский техникум архитектуры и строительства»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства»
664074, г. Иркутск-74, ул. Лермонтова, 92
Руководитель:
Михайлов Борис Анатольевич
83952411876

ГАПОУ ИО «Иркутский техникум индустрии питания»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум индустрии питания»
665003, г. Иркутск, ул. Ленина, 46
Руководитель:
Бажина Ольга Александровна
83952240619

ГБПОУ ИО «Тулунский аграрный техникум»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Тулунский аграрный техникум»
665255 , г. Тулун, ул. Горячкина, 12
Руководитель:
Копыток Александр Николаевич
83953021117