Размер шрифта: Цвета:

Тьюторство и индивидуализация

Тьюторство и индивидуализация в образовании – мода или необходимость?

Традиционно в профессиональном образовании основной акцент делался на потребности общества, рынка труда, работодателя. Однако это не решало проблемы осознанного выбора профессии (специальности) самим выпускником. Для решения такой проблемы и вводится понятие тьюторства и индивидуализации.

Традиционные события и проекты в области Индивидуализации и тьюторского сопровождения:

В работе лаборатории может принять участие любой желающий, владеющей в достаточной степени пониманием особенностей тьюторского сопровождения и индивидуализации образования

  1. Летний университет тьюторства. Межрегиональная тьюторская ассоциация (http://thetutor.ru) ежегодно в разных уголках России проводит университет тьюторства. Университет тьюторства – это десять дней обучения, общения, проектирования, экспертизы. Это ведущие ученые и практики в области индивидуализации, обсуждение и решение практических вопросов в области индивидуализации образования. В следующем, 2016 году, университет тьюторства будет проходить в г. Архангельск
  2. Всероссийский конкурс «Тютор года». Впервые стартовал этот конкурс в этом году, и есть надежда что теперь будет проводиться ежегодно. В рамках конкурса участникам предстояло работать с кейсами, определять стратегию поиска образовательного запроса в сложных ситуациях, организовывать профессиональные пробы обучающихся, проводить индивидуальные и групповые тьюториалы, защищать собственное портфолио и собственное образовательное решение. Примечательно, что второе место в конкурсе заняла тьютор из города Ангарск, Андреева Юлия
  3. Межрегиональная тьюторская ассоциация организует работу постоянно действующих сетевых лабораторий, где специалисты в области тьюторства разрабатывают методологию и практические подходы к самым актуальным темам. В настоящее время действуют следующие сетевые лаборатории:

Тьюторство в Иркутской области

В Иркутской области вопросы индивидуализации и тьюторства начали обсуждаться не так давно, но очень активно.

С этого года на территории Иркутской области начинает работу Региональное отделение межрегиональной тьюторской ассоциации. О проектах регионального отделения вы сможете найти информацию на данной странице.

Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования организует курсы повышения квалификации по теме тьюторства и индивидуализации в образовании. В рамках курсов проводятся как теоретические занятия, так и решение кейсов, дискуссионные площадки, практические занятия и стажировки.

Также мы организуем индивидуальные и групповые консультации по теме индивидуализации и тьюторства, проводим экспертизу практик тьюторства и индивидуализации, готовы информационно и экспертно готовы поддержать ваши идеи и проекты.

Если вас интересует реализация индивидуализации и тьюторства именно в профессиональном образовании, на территории нашей области уже сейчас существуют площадки – образовательные организации, реализующие проекты по данной теме. Ведущей организацией в этом плане является Иркутский региональный колледж педагогического образования. Сотрудники колледжа открыты к взаимодействию с коллегами из профессионального образования, проводят семинары по теме тьюторства, организуют стажировки. О мероприятиях колледжа вы также сможете получать информацию на данной странице.

Тьюторское сопровождение наших слушателей

Кроме того, что региональный центр мониторинга и развития профессионального образования проводит курсы повышения квалификации и консультации по теме индивидуализации, мы также организуем тьюторское сопровождение наших слушателей, приезжающих к нам на курсы повышения квалификации по другим темам.

С нашей точки зрения, субъектность личности выражается в способности стать стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, планировать собственную жизнь, успешно общаться с другими людьми. Это касается и образовательного процесса.

В рамках прохождения курсов повышения квалификации мы выдерживаем как содержательную линию, которая посвящена непосредственно теме курсов, так и рефлексивно-аналитическую линию, посвященную задачам развития субъективности личности.

Со слушателями проводятся групповые тьюториалы, а в рабочие тетради включаются задания, направленные на осознание целей деятельности и определение индивидуального образовательного маршрута.

Мы верим, что субъективность личности развивается в возможности выбора, поэтому часть содержания является вариативной, где слушатели могут выбрать наиболее актуальное для решения своих целей содержание, форму работы, методы оценки собственных результатов.

В конце курса слушателям предлагается не только прорефлексировать результаты работы (как профессиональные, так и личностные), но и осуществить «масштабирование» собственных достижений, то есть указать следующие шаги, которые позволят расширить зону применения полученных образовательных результатов.

Поскольку тьюторство может работать только в добровольном варианте, наши слушатели самостоятельно определяют, учувствовать ли в тьюториалах и выполнять или нет предлагаемые задания рефлексивного характера.

Контакты

Князева Татьяна Борисовна
Руководитель центра оценки качества и развития профессиональных квалификаций, Доцент центра реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования
кандидат педагогических наук
доцент
Попова Ольга Леонидовна
Попова Ольга Леонидовна
Заведующий отделом инклюзивного образования, федеральный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации
Кандидат психологических наук
Доцент центра реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования