Размер шрифта: Цвета:

Межрегиональный форум "Наставничество - путь к профессиональному успеху"

29 ноября 2021

24-25 ноября на базе «Регионального института кадровой политики» при поддержке при поддержке Базового центра подготовки кадров АНО «Национальное агентство развития квалификаций» состоялся форум «Наставничество – путь к профессиональному успеху».

Форум проходил в онлайн режиме и объединил 1100 участников из 62 регионов Российской Федерации и Республики Казахстан. К трансляции подключились более 350 профессиональных образовательных организаций, на треках и секциях выступили 55 спикеров.

В рамках пленарного заседания с приветственным словом выступили:

Кондратьева Ольга Геннадьевна, директор Регионального института кадровой политики;

Кузнецова Наталья Викторовна, заместитель министра труда и занятости Иркутской области;

Галкин Александр Сергеевич, заместитель министра строительства Иркутской области.

Тимергалеева Жанна Георгиевна, начальник управления профессионального образования министерства образования Иркутской области.

Спикеры говорили о важности наставничества в любой сфере деятельности, а также о необходимости создания Координационного совета по наставничеству, участниками которого будут не только представителя профессиональных образовательных организаций, но и заинтересованных ведомств строительной и сельскохозяйственной отраслей, министерства труда и занятости, а также министерства по молодежной политике Иркутской области.

Также на пленарном заседании с докладами выступили:

Клинк Ольга Фридриховна, руководитель базового центра подготовки кадров АНО «Национальное агентство развития квалификаций». (Презентация). 

Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации  (Презентация).

Спикеры отметили условия, которые могут способствовать развитию партнерства между работодателями и профессиональными образовательными организациями, а также поделились секретами успеха наставничества.

Бубич Флора Владимировна, директор Щёлковского колледжа (Московская область) (Презентация) и Добрусина Ольга Николаевна, менеджер по развитию дуального обучения ООО «Глобус» представили первую практику наставничества на форуме «Наставник – модератор в системе «Колледж – предприятие». Данная практика является победителем конкурса лучших практик АНО «Национальное агентство развития квалификаций» в номинации «Наставничество на производстве»  (Презентация). 

Первый трек «Наставничество на предприятии: классический подход и современный взгляд» был посвящен представлению опыта регионов по внедрению инструментов программы наставничества и методов ее активного использования с целью поддержки молодых специалистов.

Об особенностях наставничества через ценности и культуру в Байкальском банке ПАО Сбербанк Российской федерации рассказала Рога Юлиана Васильевна, директор Центра развития талантов Байкальского банка.  (Презентация).

 

Евдокимова Елена Анатольевна, руководитель отдела управления персоналом Альянс Ресторанс, выступила с докладом «Система наставничества в индустрии гостеприимства» на примере организации наставничества и проведении конкурсов профессионального мастерства в Harat's Pub и других организациях гостеприимства.

АО Саянскхимпласт - лидер производства и продажи ПВХ, а также стабильный партнер в дуальном обучении студентов Химико-технологического техникума. Опыт сотрудничества профессиональной образовательной организации и АО «Саянскхимпласт» раскрыла Стригельская Екатерина Валерьевна, заместитель директора по учебно-практической работе Химико-технологический техникум г. Саянска. (Презентация).

Лидер производства и продажи метеллических дверей в РФ Группа копаний Феррони. Кощеев Станислав Викторович, старший менеджер отдела подбора и оценки персонала, выступил с доеладом «Модель взаимодействия с учебными заведениями: опыт ООО «Феррони», показав, как компания работает не только с профессиональными образовательными организациями, но и со школами. (Презентация).

Гости из Белгородкой области Бабичев Денис Владимирович, инженер по эксплуатации автопарка АО «Приосколье», и Посохина Елена Владимировна, начальник отдела Центра опережающей подготовки, рассказали о том, как организована система дуального обучения и наставничества в связке «образовательная организация – работодатель» в регионе. (Презентация).

Второй трек «Конкурсы как средство популяризации наставничества на производстве» был посвящен представлению опыта организаций-работодателей и образовательных организаций разных регионов Российской Федерации по организации и проведению конкурсов наставничества.

Вебинар второго трека был посвящен проблеме организации конкурсов: спикеры осветили проблемы и опыт организации конкурсов как средство популяризации наставничества.

Кулебякин Егор Николаевич, ведущий специалист Базового центра подготовки кадров, выступил с докладом «Организация и проведение конкурсов наставничества на производстве: цели, задачи и методика». Показав механизмы организации конкурса Лучших практик наставничества.  (Презентация).

Победитель регионального конкурса Наставничества в 2020 г в республике Коми, директор ООО «Счастливая жизнь», Усачева Инга Анатольевна, эмоционально рассказала, зачем нужны конкурсы, поему в них нужно участвовать.  (Презентация).

О конкурсах как средстве популяризации рабочих профессий и инженерно-технических специальностей был доклад Гладкой Натальи Ивановны, куратор корпоративного проекта «Клуб «Профнавигатор» Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель».  (Презентация).

Командир Иркутского регионального отделения Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды», Баранова Ольга Владимировна, выступила с докладом об интересном Конкурсе профессионального мастерства среди участников студенческих отрядов «ТрудКрут», в котором команды соревнуются в таких направлениях как: технологии пассажирского транспорта. Проводник пассажирского вагона; технологии в сфере образования. Вожатый детского оздоровительного лагеря; строительные технологии. Отделочные и бетонные работы. Охрана труда; технологии в сфере услуг. Официант. Бармен. Помощник повара; медицинские технологии. Первая медицинская помощь.  (Презентация).

Конкурсному движению в наставничестве было просвещено выступление Чебровской Светланы Владимировны, начальника отдела наставничества Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития образования».  (Презентация).

Трек завершился выступлением Фурсова Игоря Бондовича, директора Брюховецкого многопрофильного техникума, где реализуется форма наставничества «равный – равному». Уникальный опыт техникума озвучен в докладе «Модель наставничества «студент – студент» как эффективный метод самореализации и повышения профессионального мастерства».

Запись первого дня форума: https://www.youtube.com/watch?v=8xKvh9rhoUU.

Второй день работы форума «Наставничество – путь к профессиональному успеху» был посвящен вопросу «Наставничества в образовании». Спикеры третьего трека говорили о практике реализации региональной системы наставничества в образовании в своих профессиональных образовательных организациях.

Гусевская Лилия Ивановна из Института развития образования Забайкальского края представила доклад о реализации методологии наставничества в профессиональных образовательных организациях Забайкальского края.  (Презентация).

Домрачева Лилия Наилевна, научный сотрудник Института развития образования Республики Татарстан выступила с докладом о практике наставничества преподавателей профессиональных образовательных организаций в рамках работы региональной инновационной площадки.  (Презентация).

Далее работа форума была продолжена по секциям форм наставничества «педагог-педагог», «педагог-студент», «социальный партнер-студент», «студент-студент», участие в которых приняли спикеры из: Иркутской, Свердловской, Липецкой, Ульяновской области, Удмуртии, Краснодарского края, Москвы, Санкт-Петербурга, а также республики Казахстан.

В ходе выступлений был представлен полезный практический опыт работы в наставничестве. Затронуты самые интересные и разнообразные темы. Так, о «Развитии студенческого волонтерства посредством наставничества», рассказала педагог-психолог Нижнетагильского железнодорожного техникума, Гризовских Оксана Владимировна. Техникум реализует программу наставничества «студент-студент», благодаря которой, студенты первого курса, при поддержке старшекурсников, адаптируются к обучению в техникуме, развивают творческие задатки и воплощают в жизнь различные идеи.  (Презентация).

С темой о «Краткосрочной программе наставничества для подростков 15-17 лет в трудной жизненной ситуации «Профессиональный старт»», выступила Пономарева Мария Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе Дебесского политехникума. Данный проект позволяет раскрыть сильные стороны, выявить и укрепить положительные личностные качества подростка. В рамках наставничества студент получает индивидуальное ежемесячное сопровождение руководителями ведущих компаний и организаций. Достижением программы спикер обозначает, то что сами наставляемые стали наставниками для школьников.

Павлюченко Елена Александровна, заместитель директора благотворительного фонда «Подари планете жизнь» рассказала об образовательном проекте «Экокультура», цель которого – экологическое просвещение школьников и студентов города Иркутска. Наставники работают с обучающимися и передают им знания в области экологии, которыми они в последствии делятся с товарищами в рамках экологических мероприятий

С докладом «От студента к профессионалу: работа с молодыми специалистами как основа развития бизнеса на примере Кадрового агентства «HR GYM» выступила Шорина Гульнара Бектлиевна, руководитель группы HR бренда ООО «Феррони». Гульнара Бектлиевна затронула тему наставничества, не только со стороны образования, а также и бизнеса. Студентам предлагалось пройти стажировку в компании, получить опыт и стать ее частью. Данный курс включает в себя полное погружение студентов в рабочую атмосферу по программе «Адаптация», где каждый сотрудник помогал наставляемому и обучал его.  (Презентация) .

Коллеги из Кировского лесопромышленного колледжа поделились опытом развития своей региональной инновационной площадки «Организационно - методическая модель внедрения наставничества в практику подготовки кадров по программам среднего профессионального образования». Говорили о создании развивающе-поддерживающей среды со всеми участниками образовательных отношений: студентами, педагогами, родителями, внешними представителями для самоопределения, личной и профессиональной самореализации каждого. Модели, позволяющей профессиональным образовательным организациям выйти на показатели эффективности внедрения целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации согласно распоряжению Минпросвещения России

Хабаровский краевой институт развития образования представил презентацию программы наставничества по форме «педагог-педагог», где наставник – молодой специалист, а наставляемый – опытный педагог. Программа разработана с целью устранение дефицитов у педагога в применении медиативных технологий при подготовке к образовательной, воспитательной и методической работе.

Опыт онлайн-наставничества посредством презентации бережливого проекта «Оптимизация процесса взаимодействия педагога-наставника с начинающим преподавателем» представила Основина Ирина Сергеевна заместитель директора по учебно-методической работе Старооскольского педагогического колледжа.

Щербакова Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Московского городского педагогического университета (Москва) рассказала об «Особенности системы дистанционного наставничества молодых педагогов в МГПУ» и разработанной платформе mentor.mgpu.ru  , которая позволяет проводить индивидуальный цикл занятий с наставником по восполнению профессиональных дефицитов молодого специалиста на основании диагностики при подборе наставника, публичные тематические встречи, консультации по вопросам профессиональной деятельности молодых учителей, дискуссионные встречи молодых учителей, консультирование в формате решения кейсов. В перспективе, МГПУ планирует применять данную технологию не только в вузе, а создать дистанционную коммуникационную площадку наставничества.

Спикеры рассказали о реализации программ наставничества в своих учебных заведениях и о том, как они повлияли на педагогов, учащихся и процесс обучения. В ходе работы были определены ключевые факторы развития форм наставничества в России. Был поднят вопрос о том, что наставник помогает студентам определиться с профилем, найти работу, восполнить пробелы в знаниях, отработать их на практике, может замотивировать и направить на верный путь, ведь хороший наставник – представитель реального сектора, который обладает передовыми знаниям и имеет достаточное количество компетенций и опыта.

Запись второго дня форума:

Секция 1. Форма наставничества «педагог-педагог»:

https://youtu.be/zFuGnqSPMO0

Секция 2. Форма наставничества «педагог-студент»:

https://youtu.be/EWcdGXS2eG0

Секция 3. Форма наставничества «социальный партнер-студент»:

https://youtu.be/YS9DxpHKREw

Секция 4. Форма наставничества «студент-студент»:

https://youtu.be/qMMbfJSAxq0