Размер шрифта: Цвета:

Дайджест второго дня мероприятий деловой программы регионального чемпионата «Профессионалы»

24 марта 2023

Помимо конкурсной программы на площадках образовательных учреждений проходит и деловая программа – это тренинги, семинары, дискуссии, мастер-классы, профессиональные пробы, питч-сессии, круглые столы и др. Участие принимают педагогические работники, представители работодателей и органов исполнительной власти, студенты и школьники Иркутской области. Что прошло в регионе 22 марта в рамках деловой программы — читайте в нашем дайджесте.

В Ангарском автотранспортном техникуме прошла деловая игра «Успешное трудоустройство». В ней приняли участие школьники Ангарска. В ходе деловой игры обучающиеся приобрели знания, которые пригодятся им для дальнейшего успешного трудоустройства. 

В Братском индустриально-металлургическом техникуме деловая программа второго дня была насыщенной. Так, в мероприятии «Навстречу успеху» студенты второго и третьего курса стали участниками встречи с представителем Центра занятости населения. Студентам рассказали о возможностях и услугах Центра занятости и электронной платформы «Работа России». Также участники узнали о том, как подобрать работу по своей специальности у проверенного работодателя и не стать жертвой мошенников. Еще одной важной темой стало обсуждение вопросов расширения, имеющиеся профессиональных навыков. 

Для студентов первого курса прошла интеллектуальная игра «Лига чудес», провели ее специалисты Дома молодежи г. Братск. Также студенты Братского индустриально-металлургического техникума приняли участие в игре «Это вообще законно?» курса «PROфессия» фонда «Полдень». Волонтеры РУСАЛа познакомили ребят с трудовым законодательством. 

Для школьников города была организована экскурсия по техникуму, профпроба по профессии «Машинист крана металлургического производства» и мастер-класс «Художник. Декоратор. Эстет». 

В Иркутском техникуме архитектуры и строительства прошел Областной карьерный форум для обучающихся 9-11 классов, родителей (законных представителей) и работодателей. 

Основной задачей Форума является создание условий для организации коммуникации и сотрудничества в сфере профориентации между образовательными организациями, работодателями, родительским сообществом, специализированными организациями и другими организациями, учреждениями и социальными группами, потенциально заинтересованными в результатах профориентационной работы. 

Также для школьников в техникуме прошла профессиональная проба по специальности «Архитектор». На примере известных архитектурных объектов ребята ознакомились с основными направлениями в архитектуре: характеристика объекта, рисунок, композиция, колористика, макетирование.  Школьники смогли создать свой макет из доступных материалов под руководством преподавателя специальных дисциплин Екатерины Симоченко. 

«Дом ремесел и фольклора» – это уникальный центр по возрождению, сохранению и распространению традиционных ремесел. Выставка, подготовленная сотрудниками филиала музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова, открылась в Иркутском техникуме архитектуры и строительства. В экспозиции представлены работы в техниках «керамика», «гончарное дело», «художественное вязание», «вышивка», «резьба по дереву», «бисероплетение», «ткачество» и «валяние шерсти». 

В Ангарском техникуме строительных технологий школьники приняли участие в профориентации «Концепция развития студенческого городка» и в экскурсии «АТСТ глазами студента». 

В это время в Ангарском промышленно-экономическом техникуме проходило экспресс-тестирование по профессиональной ориентации для школьников. Проводила его Наталья Попова, педагог-психолог АПЭТ.  

После этого ребята приняли участие в профессиональной пробе «Облачные технологии в повседневной жизни». Профпроба была направлена на приобретение цифровых навыков в сфере работы с облачными технологиями, которые в современном цифровом веке являются актуальными. Под руководством преподавателя АПЭТ Ирины Купрюшиной школьники учились создавать фотоальбомы, коллажи и фильмы с помощью возможностей Google.  В завершении дня школьникам провели экскурсию по техникуму. 

В Братском политехническом колледже продолжился марафон профессиональных мастер-классов для школьников города Братск. В среду в колледже прошли три профориентационных мероприятия: 

По специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Преподаватель Наталия Красная обучала механизму начисления заработной платы; 

По профессии «Слесарь по ремонту строительных машин». Преподаватель Александр Огнев совместно со студентами второго курса показали обучащимся стенды для отработки навыков по ремонту автомобиля и инструменты, которыми пользуются в своей работе профессиональные автомеханики; 

По профессии «Сварщик», школьники вместе со студентами колледжа и мастером производственного обучения Владимиром Шаля «варили» панцирь металлической черепахи.  

А в Ангарском педагогическом колледже школьники смогли приобрести опыт в проведении интеллектуальных игр, посетив игровой практикум «Могу ли я научить других».

Обучающиеся в формате квеста выполнили ряд интересных заданий, связанных с профессией «Педагог». Школьники под руководствами студентов выпускных групп прошли все этапы игры, попробовали свои силы в проверке работ учеников и исправлении ошибок, потренировались в каллиграфическом написании букв и командой собрали пазл. Проведенная в конце профессиональной пробы рефлексия показала, что старшеклассники по-новому посмотрели на профессию учителя. 

Интересным оказался для школьников и практикум «Навыки эффективного общения», который совместно со студентами АПК провели преподаватели колледжа Елена Усманова и Светлана Хорликова. В ходе профессиональной пробы учащиеся познакомились с приемами эффективного общения, установления контакта с собеседниками и даже попробовали применить их. Упражнение «Встреча», «Игра с карандашами», игра «Слепая геометрия» учили правильно и дружелюбно относиться к окружающим, слушать и слышать партнера по общению. А задания-тренинги «Угадай эмоцию», «Фигуры – рисунки на спине» способствовали освоению навыков невербального общения.

В рамках деловой программы второго конкурсного дня в Черемховском педагогическом колледже прошла форсайт-сессия «От идеи социального проекта». Ее организатором стал «Центр поддержки молодежных инициатив» города Черемхово. В мероприятии приняли участие школьники города. 

Целью сессии было обучение проектированию. Обучающиеся под руководством ведущего специалиста Центра рассмотрели структуру проекта и генерацию проектной идеи. В завершение участники подготовили проекты на темы проблем молодежного вандализма в городе, экологии и недостаточной вовлеченности в мероприятия ввиду предпочтения нахождения в онлайн-пространстве, которые оценили активисты антинаркотического волонтерского движения. 

В Иркутском техникуме индустрии питания был организован профориентационный квест «Юный кондитер» для школьников г. Иркутска с посещением площадки чемпионата по компетенции «Ресторанный сервис». 

Преподаватели техникума познакомили ребят с основами кондитерского дела и интересными фактами, связанными с профессией, повар-кондитер. Также ребята узнали о важности изучения английского языка в сфере гостеприимства. В лаборатории химии участники квеста смогли самостоятельно провести аналитические реакции на катионы серебра, свинца и железа, а также обнаружили соду и посмотрели, как ведет себя индикатор в различных растворах. В завершение ребятам показали учебный кулинарный цех и кондитерский цех, где они смогли приготовить блюда английской и итальянской кухни. 

В Иркутском техникуме транспорта и строительства прошли профессиональные пробы «Измерение компрессии цилиндра – поршневой группы двигателя внутреннего сгорания». Участие в них приняли преподаватели, обучающиеся 9 классов общеобразовательной школы № 46 г. Иркутска и студенты Иркутского техникума транспорта и строительства.

Также в рамках деловой программы в Иркутском базовом медицинском колледже обучающиеся Марковской школы №2 и среднеей общеобразовательной школы №30 г. Иркутска приняли участие в профориентационных мероприятиях, в ходе которых они познакомились с специальностью «Сестринское дело» и прошли тернинг «Могу, хочу, буду». 

В Черемховском горнотехническом колледже прошел мастер-класс по компетенции «Электромонтаж» для обучающихся средней общеобразовательной школы № 1 г. Черемхово. 

На базе Тулунского аграрного техникума базе продолжаются профессиональные пробы. В среду они прошли школьников 6-7 классов по специальностям: «Поварское дело», «Кондитерское дело», «Агрономия», «Столярное дело» и «Портной». 

22 марта 2023 года в рамках деловой программы регионального этапа Всероссийского чемпионата профессионального мастерства «Профессионалы» Братский политехнический колледж принимал у себя руководителей Центров содействия трудоустройству, сотрудников колледжей и техникумов г. Братск и выпускников профессиональных образовательных организаций города. 

Как отмечают организаторы встречи, центры содействия трудоустройства выпускников значимое на сегодняшний день направление работы профессиональных образовательных организаций. А работа по трудоустройству должна проводиться с каждым студентом-выпускником. 

Спикеры поделились программами мероприятий для выпускников и практическим опытом по организации работы в Центрах в своих образовательных организациях. 

В среду в Ангарском промышленно-экономический техникуме состоялся круглый стол на тему «Наставничество как способ развития и воспитания обучающихся». На мероприятии участники встречи презентовали опыт совместной реализации проекта с социальными партнерами. В обсуждении также приняли участие представители организаций и бизнес-сообществ. 

На встречи были затронуты вопросов и проблем, связанные с совместной деятельностью образовательной организации и социальных партнеров. 

– Мы должны готовить специалистов совместными усилиями. Любую идею работодателя техникум старается поддержать. Наша цель - создавать профессиональное комьюнити, которое принесет пользу и бизнесу, и образовательной организации, и студентам, – отметила Любовь Бамбурова, заместитель директора по учебно-производственной работе в Ангарском промышленно-экономический техникуме. 

В Ангарском техникуме строительных технологии также прошел круглый стол на тему «Профессиональная ориентация обучающихся как важный аспект современности», где обсуждали уровень взаимодействия школ и педагогических образовательных организаций, трудности взаимодействия, пути решения и успешный опыт. 

Проектный офис «Построение и развитие системы наставничества при взаимодействии педагогический колледж – образовательная организация», прошле в Ангарском педагогичкском колледже. 

Мероприятие объединило представителей управления Ангарского городского округа г. Усолье-Сибирское и Усольского района, работодателей и педагогов дошкольного образования для согласования плана работы развития наставничества и формирования единых подходов к построению системы наставничества в рамках сотрудничества и по формам взаимодействия в наставнических парах с позиции «работодатель- студент».

Были определены основные задачи, которые необходимо решить при построении данной системы, которые включали в себя разработку унифицированной документации, индивидуальные программы наставничества для пары «наставник-наставляемый», определен перечень документации, которая бы позволила развивать данную систему и признать ее легитимной. 

Заместитель начальника отдела образования г. Усолье-Сибирское Михайлова Евгения Станиславовна выразила готовность работать с филиалом Ангарского педагогического колледжа в г. Усолье-Сибирское по закреплению наставнических баз. 

В завершение представители администрации Ангарского педагогического колледжа озвучили основные принципы разработки индивидуальной программы наставничества при прохождении производственной практики студентов.  

Также для учителей и воспитателей образовательных организаций г. Ангарска преподаватели педколледжа Зульфия Грязнова и Оксана Коренева провели семинар-практикум «Мини-сайт педагога как эффективный инструмент взаимодействия с обучающимися, воспитанниками и их родителями». 

Семинар был направлен на развитие навыков по созданию сайта педагога на основе доступных онлайн конструкторов. Особое внимание уделялось определению структурного содержания, систематического ведения и наполнения. Педагоги познакомились с сайтами коллег, рассмотрели подробно их содержание, попробовали освоить некоторые функции Wix.com. или Google.com, а также получили необходимые навыки работы с сокращателем ссылок и генератором QR-кодов.  

На базе Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма была проведена региональная научно-практическая конференция «От инноваций педагога – к профессионализму выпускника».

В конференции приняло участие 84 преподавателя из Иркутского колледжа экономики сервиса и туризма, Ангарского техникума строительных технологий, Иркутского техникума машиностроения им. Н. П. Трапезникова, Ангарского техникума рекламы и промышленных технологий, Ангарского политехнического техникума, а также педагоги из Экспериментального лицея научно-образовательного комплекса и школ Иркутска.  

В ходе пленарного заседания конференции директор Иркутского колледжа экономики сервиса и туризма Наталья Кудинова обозначила, что одной из тенденций сегодня в развитии среднего профессионального образования выступает его нацеленность на участие в инновационных процессах. Методологический смысл этой нацеленности состоит в том, чтобы все педагогические коллективы были не столько исполнителями чужой руководящей воли, но выступали разработчиками и своего профессионального развития, и разработчиками развития и совершенствования всей системы российского образования.

Далее Наталья Францевна сделала акценты на современные инновационные проекты федерального и регионального уровней, показала встроенность инновационных направлений работы руководимого ею колледжа в национальный проект «Образование».  Спикер уделила внимание и региональным инновационным проектам и обратила внимание на то, что инновационная деятельность сегодня охватила все образовательные уровни, при этом акцентировав внимание на таких проектах, в реализации которых колледж может принять самое непосредственное участие в рамках выстраивания взаимоотношений. Среди них:

Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса, в котором работают над решением задачи «От экологического воспитания к экологически ответственному предпринимательству в Южном Прибайкалье»;

Чунский многопрофильный техникум, осуществляющий инновационный поиск путей построения модели развития инновационной и технологической культуры педагога; 

Ангарский педагогический колледж, который рассматривает Наставничество как инструмент развития личностно-профессиональной эффективности педагогов и обучающихся колледжа; 

Иркутский детский сад № 90, в котором разрабатывают для обучения детей рабочие тетради «По родному Прибайкалью»;

Иркутский детский сад № 62, в котором разрабатывается дополнительная программа по ранней профориентации «Мир профессий»; 

Детские сады № 17 и №30 Усольского района, в которых создают «Дошкольную академию финансов» и разрабатывают программу по финансовой грамотности дошкольников. 

– Наше сотрудничество может быть отражено в разработке учебных и дипломных проектов по темам, которые могут заинтересовать школы и детские сады, в проведении профессиональных проб, в выстраивании будущей работы с детсадами и школами в рамках федеральных и региональных проектов с целью ранней профориентации, – подчеркнула Наталья Францевна. 

Также Наталья Францевна представила аналитику реализации проектов Фонда эффективной политики и Регионального института кадровой политики в колледже. Продолжила тему Нагорнова Галина, заместитель директора по учебно-методической работе в ИКЭСТ. Она представила теоретический аппарат инновационной деятельности, привела примеры его целей. Не оставила без внимания и факторы сопротивления инновациям в коллективах. 

В ходе работы первой секции «Компетенции XXI века. Из настоящего в будущее» были заслушаны выступления преподавателей педагогических образовательных организации и учителей средних образовательных организаций, в которых был представлен опыт работы, показывающий, что преподаватели работают с опережением и прогнозируют те качества у обучающихся, которые будут нужны специалисту XXI века. 

В ходе работы второй секции «Дуальное обучение: современный вызов среднему профессиональному образованию» был выработан основной принцип дуальной системы обучения «Равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров». Также участники встречи подчеркнули, что основные элементы образовательного процесса, в совокупности дающие дуальную систему, должны быть взаимосвязаны, а вся система дуального обучения основана на философской взаимосвязи целей и инструментария их достижения. При этом, с одной стороны, дуальное обучение представляет собой систему абсолютно прагматичную, направленную на развитие производства, а с другой – оказывается системой развития человека, человека труда. 

Работа третьей секции была посвящена рассмотрению возможности выстраивания инновационной деятельности в ходе разработки внутренней системы оценки качества образования в образовательном учреждении.  Принимали участие представители образовательных организаций системы среднего профессионального образования и средних общеобразовательных школ Иркутской области. В темах докладов обозначена проблема оценки качества обучения студентов на всех ступенях их профессионального становления и во всех видах аттестации. Докладчики представили свой собственный уникальный опыт оценивания знаний, умений, компетенций обучающихся.

В ходе выступлений на четвертой секции  «Инновации в работе с обучающимися, имеющими особые возможности здоровья (ОВЗ)» коллегами были представлены методы, способы, средства, технологии образовательного процесса, используемые в работе с лицами с ОВЗ как в инклюзивных группах, так и в отдельной группе, где все студенты имеют отклонения в здоровье в виде умственной отсталости. Был сделан важный вывод о том, что в ходе реализации детально построенной инновационной деятельности во многих колледжах и техникумах обучающиеся успешно проходили социализацию, есть примеры продолжения обучения такими студентами в ВУЗах, многие успешно трудоустроились и растут профессионально, продвигаясь вверх по карьерной лестнице. 

После работы секций на заключительном этапе конференции были представлены модели и схемы организации инновационной деятельности педагогов, а также отмечены те новшества, которые впоследствии смогут стать инновациями, и определены разработанные педагогами инновации, которые можно и следует трансформировать в образовательную практику колледжа, техникума и школы. Всего с докладами выступили более 30 специалистов. 

Все участники конференции убеждены, что одной из реальных возможностей становления профессионализма будущего выпускника является максимальная включенность педагогов в инновационную деятельность, которая позволяет перейти образовательному учреждению на новый, более эффективный уровень подготовки кадров для нужд региона. 

В Иркутском техникуме транспорта и строительства в рамках деловой программы Регионального этапа всероссийского чемпионата по профессиональному мастерству и Областного карьерного форума состоялся круглый стол «Начало карьеры». 

В мероприятии принимали участие руководство техникума, преподаватели, студенты и выпускники, а также представители ведущих организаций региона: Сервисного локомотивного депо «Иркутское» филиала Восточно-Сибирской ООО «ЛокоТехСервис», Пассажирского вагонного депо Иркутск-структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала «Федеральная пассажирская компания»,  Суховского центра организации работы железнодорожных станций Восточно-Сибирской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала Российских железных дорог, Молодежного кадрового центра, Центра занятости города Иркутска,  Автокомплекса «Автобот» и ИАЗ – филиала ПАО Корпорация «Иркут». 

Среди участников провели деловую игру, темой которой было собеседование и нюансы составления резюме. Как отмечают участники встречи, они получили массу положительного опыта и остались довольны неформальным общением среди педагогов, студентов и работодателей.

В Черемховском горнотехническом колледже им. М.И. Щадова, также прошел круглый стол для педагогических работников с участием работодателей, социальных партнеров и иных заинтересованных лиц по теме «Требования работодателей XXI века: мечты, ожидание, реальность».

А на базе Тулунского аграрного техникума прошла конференция «Профессионалитет – новая технология интенсификации образовательного процесса». Конференция проведена в дистанционном формате, на котором присутствовали более 80 педагогов из образовательных организаций Иркутской области. 

В ходе конференции представители профессиональных образовательных учреждений со всей области делились своими знаниями. Осветили особенности организации практического обучения в рамках реализации программы Федеральной программы «Профессионалитета» и методы проектов практического обучения; рассказали о применении инновационных дидактических технологии, интерактивных методов и применении кейс-технологий в экономических дисциплинах. 

Также сотрудники техникума рассказали о работе, значении и важности программ «Профессионалитета» в современной концепции профессионального образования, использовании дидактического потенциала вариативной части образовательной программы для специальности, о взаимодействии образовательной организации с предприятиями-партнёрами и о значении мастер-классов для повышения мотивации обучающихся и эффективной организации их учебно-познавательной деятельности. 

Напомним, Тулунский аграрный колледж с 2022 года является одной из ведущих образовательных организаций в регионе, в которой реализуется Федеральная программа «Профессионалитет».