Размер шрифта: Цвета:

Мониторинг качества организации дополнительного профессионального образования

17 июня 2021

Региональный институт кадровой политики Иркутской области стремится занять лидирующие позиции на региональном рынке образовательных услуг, поэтому при реализации дополнительных профессиональных программ осуществляет постоянный мониторинг удовлетворенности слушателей качеством образования и информирование общественности о полученных результатах.

Мониторинг качества организации дополнительного профессионального образования был проведен в июне 2021 года, участие в опросе приняли 1156 педагогических и руководящих работников из 42 профессиональных образовательных организаций Иркутской области. 

Показатель вовлеченности работников СПО в участие в мониторинге один из самых высоких за последние 3 годы, так в опросе участие приняли около 28% работников ПОО от общего количества педагогических и руководящих работников 4132 человека. На основе полученных результатов сотрудникам института удалось выявить имеющиеся проблемы и определить пути повышения эффективности курсовой подготовки на второе полугодие 2021 года.

Опрос проводился по 4 разделам, вопросы носили закрытый характер:

Раздел 1. Об организации ДПО в профессиональной образовательной организации

Раздел 2. О плане-графике бюджетных курсов

Раздел 3. Об условиях организации курсов

Раздел 4. О содержании образовательных программ и компетентности преподавательского состава



В первом разделе опроса респондентам были заданы 4 вопроса:

  1. Я знаю кто в моем учреждении отвечает за организацию дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) педагогических работников (да/нет)
  2. В моем учреждении есть возможность получить консультацию (у заместителя директора, методиста, ответственного за ДПО) по вопросам повышения квалификации в Региональном институте кадровой политики Иркутской области и других учреждениях (да/нет)
  3. В моем учреждении проводятся опросы педагогических работников о потребностях в повышении квалификации на перспективный год (тема, сроки, форма обучения) (да/нет)
  4. У меня есть возможность повышать квалификацию с отрывом от работы (меня освобождают от основной работы, мне не приходится участвовать в курсах параллельно с учебными занятиями, которые я веду) (да/нет)

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в большинстве профессиональных образовательных организаций сформирована система сопровождения  профессионального развития работников, так:

  • 99% опрошенных (1141 человек) знают кто в образовательной организации является ответственным за организацию дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) педагогических работников;
  • большинство опрошенных – 98% (1136 человек) имеют возможность получить консультацию по вопросам повышения квалификации в Региональном институте кадровой политики Иркутской области и других учреждениях;
  • 94% респондентов (1083 человека) утверждают, что в их учреждениях на систематической основе проводятся опросы о потребностях в повышении квалификации на перспективный год (тема, сроки, форма обучения);
  • повышать квалификацию с отрывом от работы есть только у 73% педагогических и руководящих работников (847 человек), 27% респондентов (309 человек) такой возможности не имеют и параллельно с участием в курсах ведут учебные занятия).

Во втором разделе опроса респондентам было задано 8 вопросов:

  1. Я знаю где размещен план-график курсовой подготовки на сайте Регионального института кадровой политики Иркутской области (знаю/ не знаю/ периодически открываю)
  2. Темы бюджетных курсов, которые реализуются в Региональном институте кадровой политики Иркутской области в 2021 году, удовлетворяют мои профессиональные и личностные потребности (полностью/частично/не удовлетворяют)
  3. Темы бюджетных курсов, которые реализуются в Региональном институте кадровой политики Иркутской области в 2021 году (мне очень интересны/темы стандартные («все по старинке», нет «изюминки»)/не интересны совсем (темы курсов давно устарели и участвовать в них нет желания))
  4. Сроки реализации бюджетных курсов (удобны/сроки не имеют значения для меня/не удобны совсем)
  5. Мне бы хотелось, чтобы Региональный институт кадровой политики Иркутской области реализовывал больше:
    • Коротких программ (16-24 часа, длительность 2-4 дня)
    • «Стандартных курсов» объемом 72 часа
    • Длительных курсов (108-144-214 часов, длительность 1-3 месяца)
  6. За 1 год я бы хотел(а) проходить несколько коротких курсов в разные сроки (да/нет)
  7. Обучаться на курсах ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с применением дистанционных образовательных технологий мне (очень нравится (удобно и интересно)/вполне удовлетворяет/не нравится совсем)
  8. Мне бы хотелось, чтобы со второго полугодия 2021 года курсы были организованы в:
    • Исключительно в онлайн-формате
    • Смешанной форме, когда теоретическая часть программы реализуется онлайн, а практическая часть – в очной форме с присутствием всех слушателей группы
    • Формате воркшопов, когда теоретическая часть программы реализуется онлайн, а практическая часть – в очной форме в малых группах, где каждый слушатель готовит собственный образовательный «продукт» под руководством опытного наставника (при таком формате малые группы формируются на основе способностей слушателей и направленности будущих образовательных «продуктов»)
    • По индивидуальному учебному плану (в собственном темпе и режиме работы)

Полученные данные:

  • 61% опрошенных (699 человек) знают, где размещен план-график курсовой подготовки на сайте Регионального института кадровой политики Иркутской области, 22% опрошенных (258 человек) периодически его открывают на сайте Института, оставшиеся 17% опрошенных (199 человек) не знают, где размещен план-график курсовой подготовки на сайте Регионального института кадровой политики Иркутской области;
  • для 53% опрошенных (612 человек) темы бюджетных курсов, реализуемые в Региональном институте кадровой политики Иркутской области в 2021 году, удовлетворяют профессиональным и личностным потребностям, для 45% опрошенных (525 человек) – частично удовлетворяют, для 2% опрошенных (19 человек) темы бюджетных курсов не удовлетворяют профессиональные и личностные потребности;
  • 77% респондентов (890 человек) утверждают, что темы бюджетных курсов, реализуемые в Институте в 2021 году, очень интересны, по мнению 21 % опрошенных (238 человек) темы бюджетных курсов, стандартны («все по старинке», нет «изюминки»), 2% опрошенных (28 человек) считают, что темы курсов не интересны совсем (давно устарели и участвовать в них нет желания);
  • для 58% опрошенных (671 человек) сроки реализации бюджетных курсов удобны, 37 % опрошенных (426 человек) считают, что сроки не имеют значения, 5% опрошенных (59 человек) считают, что сроки реализации бюджетных курсов не удобны совсем;
  • большинство опрошенных – 54% (631 человек) хотели бы, чтобы Региональный институт кадровой политики Иркутской области реализовывал больше «стандартных курсов» объемом 72 часа, 40% (459 человек) опрошенных хотели бы больше коротких программ (16-24 часа, длительность 2-4 дня), 6% опрошенных (66 человек) хотели бы, чтобы Региональный институт кадровой политики Иркутской области реализовывал больше длительных курсов (108-144-214 часов, длительность 1-3 месяца);
  • за 1 год бы хотели бы проходить несколько коротких курсов в разные сроки 73% опрошенных (848 человек), 27% опрошенных (308 человек) не хотели бы проходить несколько коротких курсов в разные сроки;
  • обучаться на курсах ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с применением дистанционных образовательных технологий вполне удовлетворяет 60% опрошенных (691 человек), 30% опрошенных (344 человека) находят такой формат обучения очень удобным и интересным, 10% опрошенных (121 человек) такой формат обучения категорически не устраивает;
  • 37% опрошенных (426 человек) хотели бы, чтобы со второго полугодия 2021 года курсы были организованы в смешанной форме, когда теоретическая часть программы реализуется онлайн, а практическая часть – в очной форме, на онлайн-формате курсов настаивают 30% опрошенных (352 человека), индивидуальный учебный план заинтересовал 17% опрошенных (196 человек) и 16% опрошенных (182 человека) выбрали бы формат воркшопов, когда теоретическая часть программы реализуется онлайн, а практическая часть – в очной форме в малых группах, где каждый слушатель готовит собственный образовательный «продукт» под руководством опытного наставника (при таком формате малые группы формируются на основе способностей слушателей и направленности будущих образовательных «продуктов»).

В третьем разделе опроса респондентам было задано 14 вопросов:

  1. Я знаю где могу найти подробное описание каждого курса, который реализуется в Региональном институте кадровой политики Иркутской области (Да/Нет)
  2. Описание курса на сайте Института достаточное, для того, чтобы я мог(могла) сделать выбор в пользу той или иной программы (Да/Нет)
  3. Информация о реализуемых курсах на ближайшие 1-2 месяца приходит своевременно – времени достаточно для того, чтобы изучить содержание программы, условия ее реализации и принять решение об участии (Да/Нет)
  4. Информационные письма по предстоящим курсам содержательны, нет необходимости дополнительно связываться с организаторами для уточнения отдельных нюансов (Всегда/Иногда/Никогда)
  5. Курсы проходят в обозначенные сроки, нет сбоев и переносов (Всегда/Иногда/Никогда)
  6. Мне хотелось бы, чтобы занятия по курсам проходили:
    • С утра до обеда
    • С обеда до вечера
    • Концентрированно – с утра до вечера (с перерывом на обед и кофе-паузы)
  7. Преподаватели курсов выдерживают временной регламент учебных занятий (Всегда/Иногда/Никогда)
  8. Виды занятий, которые заявлены в расписании занятий выдерживаются (например, нет подмены практики лекциями и «монологами» преподавателя и т.п.) (Всегда/Иногда/Никогда)
  9. Система дистанционного обучения ISpring Learn, которая используется в Институте:
    • Очень удобна
    • Не удобна
    • Затрудняюсь ответить – еще не проходил обучение на ней
  10. Я позитивно оцениваю проведение входной и выходной диагностики на курсах, т.к. это помогает мне выявлять дефициты в работе (Да/Нет)
  11. Я категорически против диагностических процедур на курсах, я сам(а) знаю свои проблемы (Да/Нет)
  12. Сотрудники Института вежливы и готовы помочь в решении проблемных ситуаций (Всегда/Иногда/Никогда)
  13. Мне бы хотелось получать уведомления о предстоящих курсах через Телеграмм-канал (Да/Нет)
  14. Я регулярно читаю новости о работе Института в социальной сети Фейсбук (Да/Нет)

Полученные данные:

  • 81% опрошенных (936 человек) знают, где на сайте Института можно найти подробное описание каждого курса, 19% опрошенных (220 человек) затрудняются в навигации и не знают где найти описание конкретной образовательной программы;
  • наибольшее количество опрошенных – 91% (1048 человек) считают, что описание курса на сайте Института достаточно, для того, чтобы можно было сделать выбор в пользу той или иной программы, 9% опрошенных (108 человек) считают, что описание курса на сайте Института не достаточное, для того, чтобы можно было сделать такой выбор;
  • большинство опрошенных – 88% (1012 человек) считают, что информация о реализуемых курсах на ближайшие 1-2 месяца приходит своевременно – времени достаточно для того, чтобы изучить содержание программы, условия ее реализации и принять решение об участии, 12% опрошенных (144 человека) считают, что информация о реализуемых курсах на ближайшие 1-2 месяца приходит не своевременно;
  • 56% респондентов (645 человек) считают, что информационные письма по предстоящим курсам всегда содержательны, нет необходимости дополнительно связываться с организаторами для уточнения отдельных нюансов, в то же время 43% опрошенных (503 человека) считают, что информационные письма по предстоящим курсам лишь иногда содержательны, около 1% опрошенных (8 человек) считают, что информационные письма по предстоящим курсам не содержательны совсем;
  • 78% респондентов (900 человек) считают, что курсы всегда проходят в обозначенные сроки, нет сбоев и переносов, 21% опрошенных (238 человек) считают, что курсы иногда происходят переносы, около 1% опрошенных (18 человек) считают, что курсы никогда не проходят в обозначенные сроки;
  • мнения респондентов разделились: 45% опрошенных (525 человек) хотели бы, чтобы занятия по курсам проходили с утра до обеда, в то же время 40% опрошенных (461 человек) хотели бы, чтобы занятия по курсам проходили с обеда до вечера, за концентрированное обучение (занятия с утра до вечера) проголосовало лишь 15% опрошенных (170 человек);
  • 84% опрошенных (971 человек) отметили, что преподаватели курсов всегда выдерживают временной регламент учебных занятий, 15% опрошенных (175 человек) считают, что преподаватели курсов иногда не выдерживают временной регламент учебных занятий, около 1% опрошенных (10 человек) считают, что преподаватели курсов никогда не выдерживают временной регламент учебных занятий;
  • подавляющее большинство респондентов 82% (950 человек) считают, что виды занятий, которые заявлены в расписании занятий всегда выдерживаются (например, нет подмены практики лекциями и «монологами» преподавателя и т.п.), 17% опрошенных (191 человек) считают, что виды занятий, которые заявлены в расписании занятий иногда не выдерживаются, около 1% опрошенных (15 человек) считают, что виды занятий, которые заявлены в расписании занятий никогда не выдерживаются преподавателями;
  • система дистанционного обучения ISpring Learn, которая используется в Институте, пришлась «по вкусу» 38% опрошенных (443 человека), 58% опрошенных (671 человек) затрудняются ответить, потому что еще не проходили обучение на ней, 4% опрошенных (42 человека) считают, что она не удобна;
  • позитивно оценивают проведение входной и выходной диагностики на курсах по определению уровня сформированности профессиональных компетенций 86% опрошенных (996 человек), 14% опрошенных (160 человек) считают проведение диагностики нецелесообразным;
  • категорически против диагностических процедур на курсах 32% опрошенных (374 человека), не против диагностических процедур на курсах 68% опрошенных (782 человека);
  • подавляющее большинство респондентов 91% (1058 человек) считают, что сотрудники Института всегда вежливы и готовы помочь в решении проблемных ситуаций, 8% опрошенных (90 человек) считают, что сотрудники Института вежливы лишь иногда, около 1% опрошенных (8 человек) считает, что сотрудники Института никогда не бывают вежливы;
  • мнения опрошенных разделились по вопросу использования Телеграмм-канала: хотели бы получать уведомления о предстоящих курсах через Телеграмм-канал 44% опрошенных (510 человек), не хотят получать уведомления о предстоящих курсах через Телеграмм-канал 56% опрошенных (646 человек);
  • 66% опрошенных (760 человек) регулярно читают новости о работе Института в социальной сети Фейсбук, не читают новости о работе Института в социальной сети Фейсбук 34% опрошенных (396 человек).

В четвертом разделе опроса респондентам было задано 7 вопросов:

  1. Содержание программ соотносится с наименованием и результатами обучения (Полностью/Частично/Не соотносится вообще)
  2. Результаты обучения я применяю в своей работе (Да/Частично/Нет)
  3. Контент в дистанционных курсах (презентации, лонгриды, инфографика, тесты, практические занятия, видео-лекции, интерактивности):
    • Очень качественные, лучше, чем в других организациях ДПО
    • Стандартные (как у всех, ничего особенного)
    • Хуже, чем в других организациях ДПО
    • Затрудняюсь ответить
  4. В целом, я считаю, что преподаватели Института:
    • Компетентны и профессиональны
    • Уровень компетентности преподавателей находится на удовлетворительном уровне
    • Я не доволен компетентностью и профессионализмом преподавателей
  5. На мой взгляд, лучшими преподавателем Института является
  6. На мой взгляд, лучшими организаторами курсов в Институте является
  7. В целом, в первом полугодии 2021 года организация и содержание курсов в сравнении с предыдущими годами:
    • Лучше
    • Ничего не изменилось
    • Хуже

Полученные данные:

  • 80% опрошенных (925 человек) считают, что содержание программ полностью соотносится с наименованием и результатами обучения, 19% опрошенных (221 человек) считают, что содержание программ частично соотносится с наименованием и результатами обучения, около 1% опрошенных (10 человек) считают, что содержание курса никак не соотносится с наименованием программы и результатами обучения;
  • результаты обучения применяют в своей работе 62% опрошенных (720 человек), частично применяют результаты обучения в своей работе 37% опрошенных (423 человека), никак не применяют результаты обучения в своей работе 1% опрошенных (13 человек);
  • 40% опрошенных (466 человек) считают, что контент в дистанционных курсах (презентации, лонгриды, инфографика, тесты, практические занятия, видео-лекции, интерактивности) очень качественные, лучше, чем в других организациях ДПО, 34% опрошенных (386 человек) считают, что контент в дистанционных курсах стандартный (как у всех, ничего особенного) и затруднились ответить 26% опрошенных (302 человека), 2 человека считают, что контент в дистанционных курсах хуже, чем в других организациях ДПО;
  • большинство опрошенных – 88% (1014 человек) считают, что преподавательский состав Института компетентный и профессиональный, 11% опрошенных (133 человека) считают, что уровень компетентности преподавателей находится на удовлетворительном уровне, 1% опрошенных (9 человек) не довольны компетентностью и профессионализмом преподавателей;
  • в рейтинге лучших преподавателей института лидирующие позиции занимают: Кондратьева Ольга Геннадьевна – 650 голосов, Васильев Роман Витальевич – 378 голосов, Рогалева Елена Владимировна – 294 голоса; 
  • в рейтинге лучших организаторов курсов института лидирующие позиции занимают: Турчанинова Ольга Николаевна – 536 голосов, Димакова Любовь Валерьевна – 218 голосов, Петухова Яна Викторовна – 212 голосов;
  • 74% опрошенных (852 человека) считают, что в первом полугодии 2021 года организация и содержание курсов была лучше в сравнении с предыдущими годами, 26 % опрошенных (302 человека) отметили, что ничего не изменилось в организации и содержании курсов в сравнении с предыдущими годами, 2 человека считают, что организация и содержание курсов в первом полугодии 2021 года стала хуже в сравнении с предыдущими годами.