Размер шрифта: Цвета:

Новости пилотных площадок: МОУ Невонская СОШ № 2, Усть-Илимский район

14 ноября 2018

Может ли пришкольный участок приносить прибыль?
В настоящее время для каждой структуры, в том числе и школьной теплицы, важно оправдать вложенные затраты, а школьников научить основам предпринимательской деятельности. Сельскохозяйственное производство должно приносить прибыль, даже такое маленькое, как школьная теплица.


МОУ «Невонская СОШ № 2» Усть-Илимского района была введена в эксплуатацию в 1989 году с теплицей и земельным участком в 20 соток.   Но к 2000 году теплица пришла в негодность (от неё остался только фундамент), а пришкольный участок был заброшен и не обрабатывался в течение 15 лет.  После присвоения статуса пилотной площадки по реализации Концепции непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 г.  перед нами встала задача восстановления школьной теплицы и возобновления работы на пришкольном участке.  
    На небольшие средства от платных образовательных услуг мы приобрели поликарбонат. Администрация поселка Невон и спонсоры предоставили строительные материалы - доски для перекрытий теплицы. Педагоги мужчины и ребята -старшеклассники собственными силами осуществили строительные работы, и к концу мая 2016 года теплица была восстановлена.


Большой проблемой являлось отсутствие земли для теплицы, грядок, клумб, да и в целом вся земля пришкольного участка состояла из камней и глины. Здесь неоценимой оказалась помощь родителей обучающихся и социальных партнёров. Часть земли пришлось завозить из соседних сёл. На помощь школе пришли и социальные партнёры.  Изучив рынок сельскохозяйственных предприятий Усть-Илимского района, мы выявили всех агропроизводителей и с некоторыми из них заключили договоры о сотрудничестве на взаимовыгодных условиях. ООО агрофирма «Ангара» предоставила нам отработанный почвогрунт, КФХ «Эрметов» - горючее для тракторов и навоз, фермерское хозяйство Коровиной Т.Б. – навоз и землю, индивидуальный предприниматель Гогнадзе Т.В. приобрела нам вёдра, лейки, удобрения. Родители обучающихся поделились    саженцами плодово-ягодных кустарников для разбивки сада, дали семенной картофель. Мы, в свою очередь, во временное пользование предоставляли руководителям КФХ трактора, культиваторы, плуг. На балансе школы состоят два трактора, 2 плуга, 2 культиватора. Обучающиеся 10-11 классов получают профессию тракториста категории «В» «С», сами пашут пришкольный участок. 


Организация работы по выращиванию овощных культур и картофеля началась с разработки бизнес – плана пришкольного участка. Нашей задачей было не только привитие любви к родному краю, воспитание труженика, способного работать на земле, но и получение дохода от пришкольного участка. 
Разработанный обучающимися бизнес-план пришкольного участка показал, что при благоприятных условиях, с учетом всех рисков и 100% использования земельного участка, мы сможем получать доход до 84 000 рублей за сезон. 
Для успешной реализации бизнес-плана пришкольного участка и задач модели агрошколы районный центр дополнительного образования выделил нам ставку педагога дополнительного образования, который ведет с обучающимися занятия цветоводства, растениеводства, животноводства и другие курсы агротехнологической направленности.
На пришкольном участке и в теплице дети работают с пятого класса по одиннадцатый. Каждый выполняет посильную работу. Трудятся с интересом. Если возникает необходимость в тяжелой работе, то ее выполняют взрослые.
Вместе с детьми с марта месяца выращиваем рассаду овощей защищенного грунта (томаты, сладкий перец, огурцы), рассаду цветов, кабачков. 


В начале мая сажаем семена капусты в теплице. Лишнюю рассаду продаем жителям посёлка Невон и города Усть-Илимска. За 2 года работы у нас появились постоянные покупатели рассады, приезжают даже из соседних сёл.
С середины мая проводим обработку почвы и пересаживаем рассаду в защищенный грунт. На посадке и уборке картофеля работают совместно все учителя и учащиеся школы. В начале июня высаживаем в открытый грунт цветочную рассаду, а излишки также продаём населению. Мы не можем реализовывать выращенные овощи в школьной столовой, так как не имеем овощехранилища, поэтому выращенную продукцию приходится продавать  населению. Для школьной столовой мы  заготавливаем зелень укропа и петрушки в сушёном виде. 


В июне начинаем реализацию редиса, в июле - укропа, огурцов и кабачков, в августе -помидоров, в сентябре капусты и картофеля. Причём, продаем овощи   не только населению села Невон,  но и  поставляем продукцию   в торговые точки г. Усть-Илимска. Для этого заключаем договоры на поставку овощей и зелени с хозяином магазина или киоска. Пока объёмы выращенных овощей и картофеля у нас небольшие, но они востребованы населением. Предстоит большая работа по удобрению почвы, расширению посадочной площади. Пока мы используем 2/3 площади пришкольного участка – требуется в большом количестве хорошая земля, перегной и удобрения.   Сказывается и климат нашего северного района: так  лето 2018 года было засушливое, и мы не смогли получить хороший урожай картофеля.

 
В 2016 году доход от пришкольного участка составил всего 7000 рублей. Эти деньги мы использовали на приобретение земли для рассады, тары под рассаду и семена. В 2017 году  мы получили доход  в размере   18.000 рублей. На вырученные деньги мы приобрели удобрения, орудия труда, семена, цветочные горшки, комнатные цветы.  В 2018 году доход составил 25 000 рублей. На деньги от продажи рассады  и овощей в мае 2018 года мы провели на пришкольный участок летний водопровод, купили горюче-смазочные материалы для школьных тракторов, приобрели мотыги и лопаты, семена овощей и цветов, оплатили доставку на пришкольный участок навоза и земли. 
Школа будет продолжать активно   реализовывать свой бизнес - проект пришкольного участка, развивать тепличное хозяйство, которое может приносить школе доход, и обучать детей овощеводству, цветоводству и агробизнесу.  Надеемся, что выйдем на запланированный по бизнес - проекту экономический эффект. 

    Директор     Г. В. Подлопушная