Меню раздела
Новости пилотных площадок: МОУ "Тубинская СОШ" Усть-Илимский район
Реализация модели агробизнес-школы «Душа земли» в МОУ «Тубинская СОШ» Усть-Илимского района
МОУ «Тубинская средняя общеобразовательная школа» Муниципального образования «Усть-Илимский район» с 2016 года ведет работу по построению модели агробизнес – школы.
Земля, на которой мы живем, не богата плодородными почвами, но другого важного ресурса для экономического воспитания и самореализации обучающихся в сложившейся экономической ситуации нет.
Поэтому мы разработали проект «Душа земли», цель которого создание условий для самореализации обучающихся в первую очередь на территории поселка через формирование агробизнес-компетенций, развитие инновационного мышления и бизнес-подхода к сельскохозяйственному производству в Усть-Илимском районе.
Мы определили как приоритеты развития, следующие задачи:
- разработать комплекс нормативно-правового, учебно-методического обеспечения реализации модели;
- сформировать материально-техническое оснащение, необходимое для ведения агробизнеса;
- изменить содержание и формы общего и дополнительного образования;
-внедрить инновационные образовательные технологии в сфере изучения основ агробизнеса;
- расширить возрастные границы профориентационной работы до уровня начального общего образования;
- укрепить ценностное, созидательное отношение обучающихся к своему селу, его истории и традициям, к труду на благо своей семьи и общества через систему духовно-нравственного воспитания в учреждении,
- расширить сферу взаимодействия образовательного учреждения с внешней средой по вопросам агротехнической подготовки обучающихся в рамках реализации данной модели.
На основе SWOT – анализа потенциала развития МОУ «Тубинская СОШ» мы определили в качестве ключевых следующие проблемы:
- в целом по району более десяти лет наблюдается спад экономического развития, отсюда большинство жителей поселения имеет невысокий уровень дохода;
-в поселении отсутствуют градообразующие предприятия, в результате большинство родителей вынужденно работают в сфере услуг и вахтовым методом. Постоянное отсутствие родителей влечет за собой проблемы в воспитании и сохранении семейных ценностей.
Как следствие, трудоспособное население покидает поселок, соответственно, количество детей в школе уменьшается. В то же время увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья. А это снижает возможность дальнейшей самореализации в будущем.
Поэтому проблема, которая встала перед большинством семей нашего поселка, не могла оставить школу равнодушной и способствовало разработке проекта агробизнес-школы «Душа Земли».
Разрабатывая проект, мы учитывали, что агробизнес – это сектор рыночной экономики, связанный с процессами сельскохозяйственного производства, хранения, распределения и обработки его продуктов. Так как поселок расположен в зоне рискованного земледелия на глинистой и каменистой почве, вокруг лесной массив, то проект «Душа Земли» включает два направления: общие знания и растениеводство, которое преимущественно реализуется через тепличное хозяйство.
Мы определили в качестве ресурсов развития учреждения:
материальные условия:
- 20 лет действует пришкольный участок. Мы сохранили традицию трудовой практики, в результате чего нам не приходится искусственно прививать детям навыки работы на земле;
- выращенная продукция идет на удешевление питания в школьной столовой, закупку семян и инвентаря;
- на территории школы расположены теплицы из поликарбоната, парники, разработаны грядки;
- оборудована зимняя теплица, где есть вода, свет и тепло, помещение для инвентаря, овощехранилище.
нормативное обеспечение:
- Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года (утв. Приказом Министерства образования Иркутской области и Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18.07.2014 г. №85-МП/61-МПР;
- ключевым документом является программа развития учреждения «Школа социально-адаптированных детей», которая реализуется через проект «Душа земли»;
- основные образовательные программы общего и дополнительного образования, которые решают задачи социализации и духовно-нравственного воспитания обучающихся;
-учебный план учреждения включает факультативы и внеурочную деятельность по биологии, физике, технологии, обществознанию; ведению проектной, исследовательской деятельности обучающихся;
- сформирована нормативная база по организации летней социальной практики обучающихся, работе пришкольного участка.
кадровые ресурсы:
Образовательный процесс МОУ «Тубинская СОШ» полностью обеспечен кадрами, 80% которых имеют высшее профессиональное образование.
100% педагогов учреждения прошли аттестацию на первую и высшую квалификационные категории.
Все педагоги имеют курсовую переподготовку, в том числе по ФГОС.
Педагоги владеют современными образовательными технологиями, из них 95% - информационно-коммуникационными.
-педагогический и ученический коллектив обладают положительным опытом ведения проектной, экспериментальной инновационной деятельности.
ресурсы управления:
- в нашем учреждении существует практика делегирования полномочий в управлении учреждением: Совет учреждения, педсовет, ученическое самоуправление, общешкольный родительский комитет, Совет Активных Мужчин (САМ) – организаторы и участники всех школьных мероприятий;
- сформирована система взаимодействия с социальными партнерами в рамках преемственности образования с МДОУ «Брусничка», профессиональными техникумами г. Усть-Илимска, районным центром дополнительного образования детей, лесничеством и другими учреждениями. Новым направлением сотрудничества стало – агробизнес – образование.
Указанные факторы можно признать как значимые, определяющие успешность реализации проекта.
Разрабатывая проект, мы исходили из гипотезы: если школа, привлекая социальных партнеров, даст знания и разовьет у обучающихся и родителей навыки рационального хозяйствования, расширит экономические знания в сфере агробизнеса, то это повлияет на осознанное профессиональное самоопределение обучающихся с учетом потребностей региона, даст возможность каждому стать успешным на родной земле.
Направление «Общие знания» реализуется через:
- введение первичных знаний и умений на базе детского сада;
- изучение основ предпринимательской деятельности, агрономии, экологии и краеведения через учебную и внеурочную деятельность, систему дополнительного образования;
- обучающиеся школы приобретают необходимые умения и опыт ведения агробизнеса через практическую отработку полученных знаний на пришкольном участке и на базе индивидуальных фермерских хозяйств поселения;
- особое внимание школа уделяет организации профессиональных проб, которые помогают "окунуться" в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах и недостатках, приобрести первоначальные профессиональные умения и навыки. В первую очередь это профессии села.
- в рамках проекта «Я бы в фермеры пошел» обучающиеся объединения дополнительного образования «Краеведение» знакомились с фермерами поселка, изучали особенности ухода и выращивания крупного и мелкого рогатого скота, кролиководства и птицеводства. Опыт работы в фермерском хозяйстве позволил многим ребятам внести профессии, связанные с агробизнесом, в список своих предпочтений, разработать бизнес-план по разведению животных на собственном подворье. Итогом реализации проекта стало создание макета «Моя сельская ферма».
Профпробы в стенах школы позволяют ребятам попробовать себя, закрепить имеющиеся умения в профессиях – учитель, тьютор, психолог, логопед, повар.
Те, кто пробуют себя в актерском мастерстве - участвуют в организации и проведении культурных мероприятий, нарабатывая профессиональные качества конферансье, организатора народных гуляний, ведущего концерта.
- в ходе профессиональных проб на базе Усть-Илимского техникума отраслевых технологий обучающиеся знакомятся с передовыми технологиями, инновационным опытом ведения агробизнеса. В мастерских школьники имеют возможность изучить модели лесозаготовительной, сельскохозяйственной техники, приобрести практические навыки.
- школьники, имеющие ограниченные возможности здоровья наряду с общим образованием получают подготовку по специальности «Повар» на базе школы от Усть-Илимского техникума лесопромышленных технологий и сферы услуг, что в дальнейшем является основой для успешного трудоустройства, повышения квалификации по выбранной профессии;
- традиционным стало проведение практикумов, лекций, часов общения, встреч с приглашением специалистов, работников различных организации, студентов –выпускников школы по профориентации.
Педагоги учреждения прошли курсовую подготовку по направлению агробизнес – образование, посещают семинары и практикумы.
Направление «Растениеводство» реализуем через:
-выращивание рассады, а также овощей, цветов, салатной зелени, томатов, огурцов, моркови, свёклы, кабачков и патиссонов;
- ландшафтный дизайн двора и рекреаций в школе;
- разведение и уход за комнатными растениями.
Выращенная продукция реализуется через школьную столовую – это дает значительное удешевление питания, возможность заработать деньги на развитие учреждения, помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
За время реализации проекта «Душа Земли» с 2016 года нами достигнуто:
- 100% обучающихся охвачено учебной и внеурочной деятельностью, практическими работами по выращиванию рассады и овощей, цветов, салатной зелени, томатов, огурцов, моркови, свёклы; уходу и сбору урожая;
- ежегодно 30% обучающихся от 14 до 18 лет временно трудоустраиваются для работы на пришкольном участке в летний период;
- выращенная продукция идет на удешевление питания в школьной столовой. Экономия в среднем за неделю на 1 ребенка составляет 16 рублей. Удешевление в сравнении с розничными ценами – 57%.
В течение трех лет на 25% увеличился объем выращиваемой рассады для сбыта населению поселка и жителям г. Усть-Илимска и района.
Положительным результатом реализации проекта считаем
- увеличение числа жителей поселка, которые стали заниматься агробизнесом для самообеспечения,
- возросшую активность родительской общественности и обучающихся, их заинтересованность в реализации агропроектов - «Пришкольный участок», «Росток», «Цветущая клумба», воспитательных и познавательных мероприятиях: ярмарки, праздник осени, часы общения, экологические субботники, народные праздники, успешность обучающихся в интеллектуальных играх, областной агровикторине, конференциях исследовательских и проектных работ.
- пополнение МТБ школы новой теплицей из поликарбоната, мотокультиватором, бензокосилкой, семенами и инвентарем за счет средств спонсоров и местного бюджета.
Сегодня мы ведем переговоры с представителями министерства сельского хозяйства Иркутской области о приобретении еще одной теплицы из поликарбоната и мотокосы.
Результаты работы по реализации программы «Душа земли» были представлены нами в рамках:
- областного Форума «Образование Прибайкалья - 2016» по направлению агробизнес-образование Иркутской области: от идеи до реализации»,
- XIV международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в г. Братске, 2016г;
- областного совета по агробизнес-образованию «Агро-поезд-2018г.» агропромышленной недели в рамках Байкальского международного салона образования.
Проблемы дальнейшей реализации проекта:
-приобретение техники (мини-трактор с навесным оборудованием);
-наличие спонсорской помощи на улучшение материально-технической базы учреждения, для удобрения земли и выращивания большего объема продукции;
-расширение рынка сбыта и ассортимента продукции.