Размер шрифта: Цвета:

Об основных приоритетах региональной образовательной политики в сфере профессиональной ориентации в 2023 году

15 марта 2023

13 марта 2023 года состоялся региональный вебинар «Об организации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи в муниципалитетах Иркутской области в 2023 году», собравший более 30 муниципальных координаторов, курирующих профориентационную работу в Иркутской области.

На вебинаре обсуждались основные достижения и дефициты в сфере профориентации в 2022 году. Одним из основных векторов развития региональной профориентации является переход от разовых и эпизодических форм профориентационной работы к непрерывной и преемственной работе, ориентированной, как на индивидуальный подход, так и на кадровые потребности региона. 

С этой целью в 2022 году особое внимание уделялось таким региональным проектам, как «Развитие муниципальных моделей профориентации», «Лестница профессиональных проб», «Летние профориентационные площадки», а также реализации на территории региона федерального проекта «Билет в будущее».

«Развитие муниципальных моделей профориентации». На сегодняшний день в 23 муниципалитетах сформирована муниципальная система сопровождения профессионального самоопределения. В 8 муниципальных образованиях проведены проектно-аналитические сессии по разработке профориентационных моделей. В конце года проведен конкурс среди муниципальных образований по описанию и представлению профориентационных систем. Эксперты выделили профориентационную системы города Бодайбо и район, как одну из наиболее соответствующих современным принципам и задачам профориентационной работы.

В рамках регионального проекта «Лестница профессиональных проб» в 2022 году на базе 66 профессиональных образовательных организаций и 4 учреждений высшего образования  было организовано 806 профессиональных проб, в том числе по профессиям и специальностям, которые очень востребованы в регионе: строительным, сельскохозяйственным, медицинским, педагогическим, в сфере сервиса, туризма и гостеприимства.

Более 18 тысяч школьников из Иркутской области смогли попробовать себя в разных профессиях и получить опыт практической работы в конкретной сфере профессиональной деятельности. Профессиональная проба является способом повышения мотивации профессионального выбора, формирования осознанности и способности к выбору профессиональной траектории.

 «Летние профориентационные площадки». В 2022 году в Иркутской области прошли пилотные «Летние профориентационные площадки». Организация таких площадок планируется ежегодно на базе летних лагерей при образовательных организациях (городские и выездные лагеря, профильные смены) для учащихся 6-8 классов. Разработаны типовые программы летних профориентационных смен, которые включают различные формы сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников, прежде всего практикоориентированные (профессиональные пробы и их циклы, профориентационные проекты практической и исследовательской направленности, социальные и предпринимательские практики, ученическое самоуправление, волонтерство и другие).

В 2022 году пилотные летние профориентационные смены прошли в 11 образовательных организациях и ДОЛ в Иркутске, Ангарском городском округе, Братском районе, Усольском районе, городе Черемхово, Эхирит-Булагатском районе). В них участвовали 740 детей. В том числе организованы 3 площадки для детей, оставшихся без попечения родителей.

Одним из важнейших проектов, в который активно включилась Иркутская область – это федеральный проект «Билет в будущее». Этот проект дает возможности для организации системной профориентационной работы в каждой школе, независимо от места расположения (городская или сельская). На платформе в личном кабинете дети могут проходить профориентационную диагностику, преподаватели (педагоги-навигаторы) получают доступ к онлайн-конструктору профориентационных уроков, виртуальных проб и экскурсий. Проект интегрирует возможности интернет-платформы bvbinfo.ru и прохождение школьниками профориентационных мероприятий на базе профессиональных образовательных организаций и вузов. У каждого ребенка формируются рекомендации по профессиональному выбору. В проекте, на текущий момент участвуют 24 тыс. школьников из 230 школ, в которых реализуются профориентационные программы (24 часов) на базе цифровой платформы Билета в будущее. 

На вебинаре поднимался вопрос проблем, останавливающих процесс повышения качества и эффективности профориентационной деятельности. Так, по-прежнему сохраняется необходимость выстраивания единого нормативно-правового и информационно-методического поля, обеспечивающего условия для подготовки детей и молодёжи к самостоятельному и ответственному профессиональному выбору.

Также стоит отметить, что по-прежнему сохраняется кадровая проблема. При отсутствии ставок специалистов, отвечающих за профориентационную работу, проблема кадров решается за счет распределения функционала за другими специалистами: учителя-предметники, преподаватели, мастера производственного обучения, педагоги-психологи, социальные педагоги, что повышает среднюю нагрузку работника.

По результатам обсуждения участниками вебинара были выделены приоритетные направления деятельности на текущий год. В 2023 году в регионе продолжится системная работа по созданию единой среды профессионального самоопределения, одним из механизмов которой станет региональный профориентационный минимум.