Размер шрифта: Цвета:

Проект «Национальная система квалификаций – Конструктор карьеры»

25 ноября 2019

Одной из острых социальных проблем современного российского общества является проблема занятости молодежи. В силу специфики человеческого капитала и социально психологических характеристик молодежь является наиболее уязвимой и недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. В стенах вузов и колледжей молодые люди мало слышат о рынке труда и его требованиях, не всегда могут четко перечислить основные функции, которые им предстоит выполнять на рабочем месте. Между тем, есть эффективный инструмент, который обеспечит уверенную навигацию в мире квалификаций.

В 2019 году целях формирования практики применения национальной системы квалификаций как инструмента профессионального развития и построения карьеры студентов и молодых специалистов Базовый центр подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций запустил новый перспективный проект «Национальная система квалификаций – конструктор карьеры».

К пилотной апробации проекта подключились 13 регионов России.

Главный компонент проекта – учебная дисциплина, которая может быть органично встроена в любую образовательную программу. С помощью нее педагогические работники смогут просто, современно и ярко рассказывать молодым людям о профессиональных стандартах, квалификациях, стратегиях поведения на рынке труда, учить пользоваться инструментами и цифровыми сервисами национальной системы квалификаций, чтобы точно определять недостающие компетенции, потребности в обучении, находить или собирать из многих предложений свою уникальную образовательную программу, которая поможет освоить нужную квалификацию. Вместе со студентами осваивать новые компетенции начинают и педагогические работники.

С октября 2019 года Территориальными центрами Национального агентства развития квалификаций реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических работников по темам:

  • «Проектирование системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов» (ориентирована на методистов);
  • «Проектирование и реализация программы учебной дисциплины «Конструктор карьеры» (ориентирована на методистов, преподавателей и мастеров производственного обучения, в т.ч. выполняющих функции кураторов).

В Региональном институте кадровой политики с ноября 2019 года обучение проходят 55 педагогических работников из Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края.

Результатом освоения программы «Проектирование системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов» является приобретение слушателями умений и знаний, необходимых для совершенствования организационно-педагогического сопровождения методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения.

По завершении освоения программы методисты смогут:

  • обучать преподавателей и мастеров производственного обучения применению   инструментов  и информационных ресурсов  НСК для проектирования системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов;
  • разрабатывать методические рекомендации для педагогических работников по проектированию системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов.

Результатом освоения программы «Проектирование и реализация программы учебной дисциплины «Конструктор карьеры» является овладение слушателем компетенции по разработке программы и методического обеспечения учебной дисциплины «Конструктор карьеры», а также развитие умения использовать современные подходы, формы и методы сопровождения профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры студентов.

По завершении обучения слушатели научатся:

  • анализировать требования профессиональных стандартов, иных квалификационных характеристик, требования, предъявляемые профессией к человеку (набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии);
  • адаптировать примерную программу учебной дисциплины «Конструктор карьеры», в том числе разрабатывать учебные материалы с учетом конкретной профессии, специальности, осваиваемой студентами;
  • подбирать формы, методы и приемы обучения, реализовывать образовательную технологию с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, особенностей современных студентов;
  • ориентироваться в информационных источниках по вопросах востребованности специалистов определенной квалификации на рынке труда, трудоустройства и перспектив выстраивания вертикальной и/или горизонтальной карьеры;
  • обучать применению инструментов  и информационных ресурсов  НСК для построения и развития профессиональной карьеры.

Разработчики программ, в число которых входят сотрудники Регионального института кадровой политики Иркутской области, надеются на то, что новые программы помогут педагогическим работникам в формировании систем поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов, научат эффективно действовать в ситуации неопределенности и быстрой смены технологий.