Размер шрифта: Цвета:

Развитие наставничества на предприятиях строительной отрасли Иркутской области

16 декабря 2022

В начале декабря 2022 года в Иркутске состоялась проектно-аналитическая сессия «Развитие системы наставничества» для организаций строительной отрасли. Организаторами мероприятия выступили региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования (РИКП), Национальное агентство развития квалификаций (АНО НАРК), министерство строительства Иркутской области. Мероприятие прошло в рамках реализации проекта АНО НАРК «Квалификация НАСТАВНИК». Модерация сессии осуществлялось специалистами Центра сопровождения проектов кадрового обеспечения региональной экономики РИКП.

Решение о проведении проектно-аналитической сессии основано на признании важности института наставничества в деле привлечения, удержания и развития молодых специалистов на предприятиях. В проектно-аналитической сессии приняли участие 25 человек, в их числе - специалисты предприятий строительной отрасли, заинтересованные в развитии системы наставничества, работники образовательных организаций, осуществляющих практическую подготовку молодых специалистов. Также участниками мероприятия стали представители министерства строительства Иркутской области и АНО «Строители Байкальского региона».

Особую значимость внедрения эффективных форм решения кадровых вопросов на предприятиях строительной отрасли отметила во вступительной части мероприятия ведущий советник отдела развития стройиндустрии министерства строительства Иркутской области Кондратенко Елена Петровна. Она отметила, в частности: «Только образовательные организации среднего профессионального образования ежегодно выпускают на рынок труда более 900 молодых специалистов. Это огромный ресурс, и важно, чтобы ребята были приняты на предприятиях, успешно прошли период адаптации, не разочаровались в выбранной работе, могли развиваться и получать достойную заработную плату. В этом процессе огромную роль играет грамотный и неравнодушный специалист, который может стать наставником для начинающего».

Основные подходы к понятию наставничества отметила в своем развернутом сообщении директор Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций Ольга Фридриховна Клинк. Участникам проектно-аналитической сессии было представлено современное понимание наставничества, обоснована особая значимость именно системного подхода к построению программ наставничества на предприятиях. Также было отмечено, что по результатам опроса Национального агентства развития квалификаций, именно развитие системы наставничества на производстве является самым значимым условием развития эффективного взаимодействия образовательных организаций и работодателей.

В основу работы в рамках проектно-аналитической сессии было положено обсуждение основной проблематики наставничества. В ходе групповой работы участники последовательно отвечали на вопросы: какие цели ставит организация при построении системы наставничества? каким должен быть наставник?  как отобрать наилучших кандидатов в наставники? какими методами развивать наставнические компетенции?  каковы особенности наставничества для студентов в рамках практико-ориентированной подготовки? как оценить эффективность системы наставничества?

В процессе обсуждения участники дополнили свое видение проблематики наставничества, а также ознакомились с комплексом действий, которые необходимо предпринять для внедрения системы наставничества на предприятии. Одним из основных блоков работы в рамках проектно- аналитической сессии была проработка типового Положения о наставничестве на предприятии. Участники сессии обозначили, что содержание этого документа зависит от целей развития наставничества в организации, а также ресурсов для внедрения этой системы. Живое обсуждение вызвала тема мотивации наставников, участники сессии обменялись опытом, обсуди неявные, но эффективные инструменты материального стимулирования и нематериальной поддержки наставников.

На завершающем этапе работы участники сессии ознакомились с методическим материалами по развитию системы наставничества в организации, разработанными Базовым центром Национального агентства развития квалификаций.

Важным результатом проектно-аналитической сессии стало принятие решения о доработке в рамках неформальной рабочей группы пакета рекомендаций по развитию системы наставничества, а также их направление на предприятия строительной отрасли Иркутской отрасли.