Размер шрифта: Цвета:

Реализация Концепции агробизнес-образования в Нижнеудинском районе

15 января 2019

Иванова Инна Петровна, начальник управления образования, Нижнеудинский район и
Лавринова Марина Владимировна, методист управления образования, Нижнеудинский район проанализировали и представили деятельность отдела образования и образовательных организаций района по реализации Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области.

Проектный принцип управления при реализации Концепции агробизнес – образования в Нижнеудинском районе.


Для муниципальной образовательной системы Нижнеудинского района характерен большой удельный вес количества образовательных организаций, расположенных в сельской местности. Одной из характерных особенностей системы образования является территориальное расположение.  Удаленность отдельных образовательных организаций от центра составляет свыше 100 км., связь с образовательными организациями, расположенными на территории Тофаларии осуществляется только   авиационным транспортом.  
Современные реалии ставят перед образованием непростую задачу подготовки учащихcя к жизни в непрерывно меняющемcя обществе, готовых занимать активную жизненную и гражданcкую позиции, успешно решающих практические задачи. Исходя из этого, логически обоснованным шагом было вхождение 7 образовательных организаций в число агрошкол по  реализации Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года. Начиная с одной региональной пилотной площадки в 2015 году, уже на следующий год, по решению муниципального совета, на базах образовательных организаций были открыты шесть муниципальных площадок по агробизнес – образованию: МКОУ Уковская СОШ, МКОУ Широковская СОШ, МКОУ Порогская СОШ, МКОУ Иргейская СОШ, МКОУ Катарбейская СОШ, МКОУ Шебертинская СОШ. Выбор был не случайным, поскольку каждая из перечисленных школ  не только  имеет на своих территориях крепкие фермерские хозяйства, но и отличается устойчивыми традициями  и располагает  необходимыми кадровыми и материальными ресурсами для успешного решения задач, обозначенных в Концепции.  Муниципальным советом, в который вошли заместитель мэра Нижнеудинского района Александр Борисович Архангельский, начальник управления образования Инна Петровна Иванова, ведущий советник отдела кадров министерства сельского хозяйства Иркутской области Стрелова Ирина Федоровна, начальник управления по развитию сельскохозяйственных отношений администрации Нижнеудинского МО Бондарев Иван Юрьевич,   заведующий кафедрой электрооборудования и физики  ФГБОУ ВО Иркутский государственный аграрный университет имени А. А. Ижевского Боннет Вячеслав Владимирович, директор Областного государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования Профессиональное училище № 48 п. Подгорный Семенов Максим Викторович, директор МКОУ «Порогская СОШ» Титоренко Иван Иванович,  глава КФХ Евтющенко Александр Владимирович, была разработана дорожная карта по реализации непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях муниципального образования «Нижнеудинский район» до 2020 года. Именно такой состав рабочей группы обеспечил эффективное взаимодействие учреждений разного уровня,  что стало основой организации непрерывного агробизнес - образования на территории Нижнеудинского района. В основу реализации Концепции был положен проектный принцип управления от  муниципального уровня и уровня  образовательной организации к единичным проектам школьников. Это позволило нам привлечь к исследовательской и проектной деятельности всех участников образовательных отношений: учителей, обучающихся и их родителей,  социальных партнеров. 
Одним из значимых в этом направлении стал  муниципальный проект  «Ландшафтный дизайн школьного двора», цель которого стало: создание условий для самореализации обучающихся  через организацию проектной деятельности, формирование агробизнес-компетенций, развитие инновационного мышления.
В проект включились все образовательные организации, в том числе дошкольного и дополнительного образования, но самыми заинтересованными участниками проекта стали агрошколы. В рамках муниципального проекта учреждения получили возможность разрабатывать  и внедрять множество единичных проектов, позволяющих формировать агробизнес-компетенции, улучшать экологическое состояние школьного двора и прилегающей территории как составной части жизненной среды, влияющей на здоровье
формировать интерес учащихся к социально значимой деятельности по преобразованию окружающей жизни,
повысить значимость учебно-опытных участков в образовательной деятельности учреждений, формировать у детей и подростков школьного возраста активную жизненную позицию посредством привлечения их к практической деятельности, создавать атмосферу содружества, сотворчества.
 Единичные проекты такие как «Школьный двор моей мечты», «Школьный двор – территория радости», «Кораблик детства», «Наша зеленая школа», «Солнечный город», «Школьный двор – визитная карточка школы», «Поднятая целина», «Долина сказок» заслужили всеобщее признание.  Традиционно на Августовской конференции работников образования лучшие проекты, реализованные в летний период, получают дипломы и ценные подарки для укрепления материальной  базы образовательных организаций. 
Организация образовательного процесса в сельских школах ведется через интеграцию учебных предметов с агротехнологической и бизнес-направленностью, где определяющей формой учебной деятельности являются практические и лабораторные занятия, познавательно-поисковая, проектная и исследовательская деятельность учащихся. В ходе проведения интегрированных уроков решаются задачи развития умения обобщать, синтезировать знания  разных учебных дисциплин, обеспечивается преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне, усиливается мотивация изучения общеобразовательных предметов.   Использование данного подхода  дает возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность. Осознание значимости агробизнес- образования в проектно-исследовательской деятельности послужило основанием для расширения спектра элективных курсов и занятий по внеурочной деятельности, разработки муниципального проекта «В мире агробизнес-образования». Результатом реализации данного проекта стал сборник  элективных курсов и занятий по внеурочной деятельности агробизнес-направленности, обеспечивающий возможность выбора применения апробированных школами курсов: «Твоя профессиональная карьера», «Химические секреты агронома», «Родной край», «Искусство успеха в бизнесе», «Азбука содержания животных», «Физика вокруг нас», «Ландшафтный дизайн», «Все начинается с семьи», «Экскурсии в мир аграрных профессий», «Удивительный мир окислительно- восстановительных реакций», «Мир лекарственных растений», «Экономика – первые шаги», «Искусство успеха в бизнесе». 
Одной из важнейших задач Концепции является привлечение квалифицированных специалистов в сельскую местность. Нижнеудинский район имеет отлаженный механизм профессиональной подготовки школьников на базе школ. В общеобразовательных организациях получают профессию 544 старшеклассника по 10 специальностям различных отраслей народного хозяйства: «Тракторист категории С», водитель категории В, С, слесарь по ремонту автомобиля, продавец, парикмахер, няня, оператор ЭВМ, делопроизводитель, младший воспитатель. В 2017-2018 учебном году закончили курс подготовки по программам профессионального обучения 256 обучающихся. 
Сегодня получили новое звучание традиционные конкурсы. В рамках сетевого взаимодействия по реализации проекта непрерывного агробизнес-образования образовательных организаций Нижнеудинского района, представителей агропромышленного комплекса и организаций профессионального образования, проведен конкурс «Юный тракторист», организованный Управлением образования и Профессиональным училищем №48 п. Подгорный.
Ежегодно в рамках августовских мероприятий  на выездных педагогических площадках агрошколы делятся своими идеями, достижениями, представляют  самые успешные проекты, обсуждают возникшие проблемы и планы на новый учебный год. У каждой агрошколы сформировались собственные приоритеты и индивидуальный стиль работы. Широковская школа известна своим отлаженным механизмом взаимодействия с сельхозпроизводителем, имеет лабораторию и выполняет заказ на определение качества семенного фонда ООО «Широково». Худоеланская школа привлекает сельчан к выведению в инкубаторе кур редких пород, а Шебертинская на своем пустыре закладывает фруктовый сад. Иргейские школьники выращивают виноград под руководством Иркутского клуба садоводов – опытников им. А.К. Томпсона, в Порогской школе выращивают люфу и разрабатывают бизнес проект по изготовлению из этого экзотического растения мочалок, а самое главное, на наш взгляд, является то, что каждая из этих школ воспитывает людей новой формации: предприимчивых, инициативных, готовых к экспериментам.
Для агрошкол в  словосочетании «агробизнес-образование» ключевым словом является «образование». Любая деятельность в школе должна иметь, в первую очередь, образовательные результаты, пришкольный участок – это не источник удешевления школьного питания, а  полигон для экспериментов, опытов, больших и малых научных открытий. Первые результаты уже достигнуты.  Худоеланская СОШ, в рамках областного образовательного форума, в номинации «Лучшая образовательная организация в Иркутской области, реализующая программы с учетом современных тенденций агробизнес – образования - 2018» с проектом «3 Д (Дом-Деревня-Дети) вошла в число девяти лучших в данной номинации. Учащиеся  Широковской школы на протяжении двух лет становятся призерами научно-практической конференции школьников «Исследователь природы Восточной Сибири».
В этом году ярко заявила о себе Иргейская средняя школа, которая прошла конкурсный отбор на лучшую модель агрошколы и получила статус региональной пилотной площадки. Обучающиеся приняли участие в региональном конкурсе школьных проектов «Энергия и среда обитания».  Бизнес-проект по созданию мини-пекарни «Краюшка хлеба» на областном конкурсе «Начинающий фермер» занял 3 место. Участница проекта  награждена дипломами министерства сельского хозяйства и министерства образования Иркутской области.  Впервые школа приняла участие в I Региональном чемпионате корпораций «Профессионалы Будущего» по стандартам Junior Skills в компетенции «Агрономия», участник чемпионата награжден дипломом второй степени.
Профессиональная подготовка в общеобразовательных организациях в масштабах муниципалитета выполняет три важнейшие функции: социокультурную, образовательную и функцию социальной защиты.     Наиболее востребованными профессиями и специальностями на рынке труда, по данным Центра занятости населения Нижнеудинского района, являются медицинские работники, психологи, ветеринары, станочники деревооб¬рабатывающих станков, укладчики пиломатериалов, кондитеры, электрогазосварщики, водители автомобиля категории «Е», «Д», учителя, воспитатели и младшие воспитатели детских садов, бухгалтеры. 
По инициативе управления образования  с сентября 2018 года запущен  масштабный  проект муниципального уровня «Организационно-педагогическая поддержка личностного и профессионального самоопределения школьников через организацию профессиональных проб и социальных практик», который объединил в себе усилия различных структур муниципального образования: общеобразовательные организации, организации дошкольного и дополнительного образования,  профессионального образования, сельхозпроизводителей, частных предпринимателей, государственные предприятия. Целью проекта стало: сформирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению, через построение индивидуальной образовательной траектории и проведение профессиональных проб и социальных практик. Проекту предшествовала сложная и кропотливая работа по созданию карты адресов профессиональных проб. Такими адресами стали не только организации профессионального образования: Центр образования г. Нижнеудинска, Профессиональное училище №48, Нижнеудинский техникум железнодорожного транспорта, Нижнеудинское медицинское училище, но и адреса наших социальных партнеров. Среди них крупные и совсем небольшие частные предприятия: Нижнеудинский лесхоз, автомастерская «Швед», ЧП «Белкин», Нижнеудинский хлебозавод, успешные фермерские хозяйства КФХ «Ладзи», ООО  «Широково». Каждая школа стала своеобразной  площадкой по профпробам на профессии учитель, библиотекарь, психолог, социальный педагог. Координаторами проекта выступили Центр образования г. Нижнеудинска и Муниципальный кабинет профориентации.
Изменить ситуацию по отношению молодежи к сельскому образу жизни,  стремлению быть причастным к качественным изменениям окружающей действительности, повысить качество образования обучающихся даже при грамотном управлении возможно только в течение нескольких лет. И, как говорил Марк Поташник: «Одномоментными кампаниями со столь серьезной темой никому не справиться. Каждое учреждение должно разработать свой проектировочный документ (исследовательский проект или программу развития, с помощью локальных или системных преобразований)  и, начиная с себя, менять цели, структуру, содержание, методы, формы работы, то есть все составные части образовательной системы. Таков трудный путь к истине». («Народное образование», М., №6, 2004г.).
Начиная с 2015 года в ССУЗы и ВУЗы агронаправленности поступили 109 выпускников Нижнеудинского района. Это дает нам право надеяться, что значительная их часть вернётся в село квалифицированными специалистами.