Наименование инновационного проекта:
«Предпринимательская деревня»
Год подачи заявки:
2019
Цель(цели) инновационного образовательного проекта:
Создание и обеспечение функционирования цикла социально-значимых подпроектов под общим названием «Предпринимательская деревня» для сельских ребят и молодёжи, с целью их мотивации на успешную самореализацию в условиях сельского образа жизни.
Задачи инновационного проекта:
1. Разработка и обоснование теоретической модели «Предпринимательской деревни» как комплекса условий развития предпринимательских компетенций школьников в разных видах деятельности.
2. Разработка программ курсов, модулей по основным и дополнительным общеразвивающим программам, ориентированным на развитие предпринимательских компетенций школьников.
3. Разработка и реализация модели взаимодействия школы с организациями разного типа и уровня, с организациями сферы труда по реализации программ развития предпринимательских компетенций школьников.
4. Развитие кадрового потенциала реализации проекта «Предпринимательская деревня».
5. Обоснование критериев и показателей уровня сформированности предпринимательских компетенций. Осуществление мониторинга их развития.
6. Проведение анализа предложений участников проекта по выработке перспектив реализации и тиражирования деятельности цикла социально- значимых подпроектов под общим названием «Предпринимательская деревня» для сельских ребят и молодёжи.
Основная идея инновационного проекта:
Школа получит возможность воспитать настоящих хозяев земли, развить личностный и творческий потенциал каждого обучающегося, положительно повлиять на его профессиональное самоопределение и вооружить практическим опытом в области предпринимательства.
Сроки реализации:
2020 - 2023 годы
Обоснование актуальности:
Социально-экономические условия, сложившиеся за последние десятилетия на территории РФ, в том числе и Иркутской области, требуют конкурентоспособности от выпускника школы во всех сферах жизни – личной, образовательной, производственной. В фундамент успешности личности необходимо заложить социальную защищённость, нравственную стойкость, физическое и психическое здоровье, а главное – социальный опыт самостоятельности принятия решений, выбора поведения, ценностей, профессии. В этом процессе у школы – ведущая роль, но играть её необходимо в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями разного уровня и предприятиями-работодателями, выявляя жизненные планы, формируя трудовую мотивацию и развивая профессиональные интересы обучающихся через разнообразные формы, приёмы и методы работы. Сетевое взаимодействие организовано ранее – в период 2015-2019 гг. при реализации школой регионального проекта «Агробизнес-школа и формирование системы непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области». Постепенно охват сетевым взаимодействием расширялся и вышел далеко за пределы Иркутской области: с 2017 года школа сотрудничает с ГБОУ г. Москвы «Школа №1376» и МБОУ «Матюшинская СОШ» Верхнеуслонского района Республики Татарстан, с 2018 года – с организациями, участвующими в детском формате Форума «Один пояс – один путь» на территории Китайской Народной Республики. Сложившаяся система основного и дополнительного образования, формирующая образ конкурентоспособного выпускника, заложена в программе развития школы. Непрерывное агробизнес-образование занимает в ней не только достойное место, но и позволяет от прежнего статуса агробизнес-школы «Школа социального партнёрства» перейти к инновационному проекту «Предпринимательская деревня», реализация которого охватит все направления учебно-воспитательного процесса и всех его участников – учеников и их родителей (законных представителей), педагогов.
Благодаря реализации всех подпроектов инновационного проекта «Предпринимательская деревня» агробизнес-образование займёт центральное место в основном образовательном процессе школы, являясь важнейшим фактором экономического роста на современном этапе перехода к инновационному типу экономики, а также повышения просветительского уровня населения. Составит основу патриотического и экономического воспитания, позволяя каждому ученику через практико-ориентированный образовательный процесс познакомиться со своим краем, изучить особенности некоторых отраслей сельского хозяйства, испытать себя в роли специалиста агропромышленного комплекса и бизнесмена.
Безусловно, реализация проекта «Предпринимательская деревня» будет способствовать качественному развитию и самой школы, которая без преувеличения является социальным и духовно-нравственным центром села Верхний Булай, влияющим на его производственную, бытовую и информационную культуру.
Предложения по возможному распространению и внедрению результатов инновационного проекта в функционирование системы Иркутской области:
Многим сельским школам Иркутской области вполне по силам реализовать все или отдельные подпроекты проекта «Предпринимательская деревня» в неизменном либо модернизированном виде в зависимости от имеющихся кадровых, материально-технических и финансовых возможностей.