Размер шрифта: Цвета:

Итоги проведения V всероссийской научно-практической конференции

5 октября 2020

Секция №7 «Актуальные вопросы модернизации среднего профессионального образования» прошла 1 октября 2020 года, приуроченная к юбилейной дате 80-летию профессионально-технического образования в рамках всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения» https://inrtu.timepad.ru/event/1305966/

Организатором работы секции был ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования». Работа секции включала в себя 8 основных содержательных линий, обсуждение которых было организовано в дистанционном режиме на площадках учреждений среднего профессионального образования региона.

В секции приняли участие 429 слушателей из 8 регионов России: Иркутская область, Красноярский край, республика Бурятия, Забайкальский край, Томская область, Кемеровская область, Хабаровский край, Московская область. 

Среди привлеченных спикеров были представители органов исполнительной власти Иркутской области, объединений работодателей и бизнес-сообщества, сотрудники Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва), Института развития профессионального образования (г. Москва), руководители профессиональных образовательных организаций регионов-субъектов России.

Качество профессионального образования напрямую влияет на региональную кадровую политику. В процессе совершенствования национального образования с каждым годом все большую роль приобретают цифровые образовательные технологии, внедрение которых способствуют модернизации и развитию образовательного процесса, повышению качества подготовки будущих специалистов. В то же время такие технологии во многом требуют пересмотра существующих подходов в различных видах деятельности профессиональной образовательной организации.

Одна из самых многочисленных площадок была посвящена именно теме цифровизации профессионального образования – участие в работе приняли 104 слушателя из 6 субъектов РФ.

В ходе работы площадки обсуждались вопросы повышения качества профессионального образования через внедрение и развитие цифровой образовательной среды, спикеры презентовали апробированные практики внедрения «цифры» в деятельность учреждений.

Название презентации, спикер Ссылка на презентацию Ссылка на видео
Цифровая образовательная среда: основные задачи, архитектура, проблемы внедрения в Иркутской области

Якубовский Артем Николаевич, заместитель министра образования Иркутской области
Скачать Смотреть
Управление колледжем в условиях дистанционного обучения

Алешкина Татьяна Владимировна, директор Читинского педагогического колледжа, к.п.н
Скачать Смотреть
Материально-технические условия цифровой трансформации профессионального образования (из опыта работы)

Папанова Оксана Викторовна, заместитель директора по учебно-производственной работе Черемховского горнотехнического колледжа им. М.И. Щадова
Скачать Смотреть
Цифровизация обеспечивающих процессов в СПО

Чернигов Павел Николаевич, заместитель директора по информационным технологиям Иркутского авиационного техникума
Скачать Смотреть
Трансформация образовательного процесса в условиях цифры

Носырева Надежда Викторовна, заместитель директора по учебно-методической работе Братского политехнического колледжа
Скачать Смотреть
Организация учебно-производственного процесса в условиях режима самоизоляции

Сулима Валентина Владимировна, заместитель директора по учебно-производственной работе Иркутского техникума авиастроения и материалообработки
Скачать Смотреть
Учебно-воспитательный процесс в цифровой среде

Шестиканова Александра Александровна, заместитель директора по учебной работе Усольского техникума сферы обслуживания
Скачать Смотреть
Формирование цифровой образовательной среды региона на базе цифровых сервисов Академия-Медиа

Чиркина Елена Валерьевна, директор Сибирского филиала ООО «Издательский центр «Академия»
Скачать Смотреть
Цифровизация профессионального образования: итоги первых шагов эксперимента

Блинов Владимир Игоревич, директор научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, г. Москва
Скачать Смотреть
Цифровой колледж 

Бубич Флора Владимировна, директор ГБПОУ Московской области «Щелковский колледж»
Скачать Смотреть
Цифровизация обучения в системе СПО: опыт, контент и сервисы платформы «Юрайт»

Александр Сафонов, главный редактор по контенту образовательной платформы «Юрайт»
Скачать Смотреть
Видео-экскурсия по Черемховскому горнотехническому колледжу им. М.И. Щадова «Оснащение и использование современной материально-технической базы мастерских профессиональной образовательной организации по IT-профилю» Смотреть

Первая часть программы площадки на заседание которой собрались в онлайн более 30 человек была посвящена обсуждению апробированных практик в системе сопровождения профессионального самоопределения, анализу современного состояния профориентационной системы в регионе и за ее пределами. 

Игорь Станиславович Сергеев, куратор экспериментальных площадок (http://center-prof38.ru/content/eksperimentalnye-ploshchadki-firo-ranhigs-0) и ведущий специалист ФИРО РАНХиГС, рассказал о современном состоянии профориентации в стране и предложил перспективные модели сопровождения профессионального самоопределения (групповая навигация, менторство и др.) (Презентация 1)

Дарья Олеговна Иванова, начальник отдела содействия профессиональной карьере Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций (https://kcp24.ru/sodeystvie-professionalnoy-karere/), рассказала о наставничестве как виде профориентационной волонтерской деятельности и познакомила с программой-стажировки «Track game – территория развития компетенций будущего». (Презентация 2)

Евгения Николаевна Долгополова, педагог-организатор Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства, познакомила участников конференции с опытом работы профориентационной системы в колледже. (Презентация 3)

Елена Петровна Копейчук, методист Братского педагогического колледжа (http://бпк.образование38.рф/bibliogra6/), представила аудитории «конструктор программы профессиональной пробы», по итогу выступления многие участники заинтересовались разработкой. (Презентация 4)

Жанна Петровна Черкасова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, и Надежда Акимовна Баева, заместитель директора по учебно-производственной работе Черемховского педагогического колледжа, поделились результатами апробации «Конструктора профессионального самоопределения» (http://чпк.образование38.рф/validation/validation35/). (Презентация 5)

Ирина Алексеевна Титова, заведующая лабораторией развития форм профессиональной ориентации и самоопределения Регионального института кадровой политики, представила элементы системы сопровождения профессионального самоопределения и обозначила проблемы (кадровая, инфраструктурная и др). (Презентация 6)

Во второй части мероприятия была организована проектная лаборатория. Участники искали ответ на вопрос: в чем кризис профориентации, что устарело?

В процессе обсуждения выявились три проблемы:

  • Отсутствие единой информационной среды профессионального самоопределения в Иркутской области.
  • Отсутствие системной работы по сопровождению профессионального самоопределения в школе.
  • Нет представления о конечном результате профориентационной деятельности как у педагога, так и обучающихся и их родителей.

И.С. Сергеев акцентировал внимание на трех основных дефицитах в профориентационной работе: дефицит мотивация, дефицит информации, дефицит качества. (Презентация 7)

В итоге активного обсуждения все пришли к выводу, что важно научить ребенка самоопределяться, а именно уметь оценивать самого себя, свои результаты, видеть возможности для самореализации и делать самостоятельный выбор.

Для решения обозначенных проблем необходимо эффективное взаимодействие не только участников образовательных отношений но и производственной и социальной сферы. 

По завершению выступлений спикеров и проектной лаборатории, был проведен опрос на тему полезности и значимости мероприятия. Участники высоко оценили работу площадки и выступления спикеров. 

Мы благодарим, И.С. Сергеева, О.Г. Кондратьеву, Д.О. Иванову, Ж.П. Черкасову, Н. А. Баеву, Е.Н. Долгополову, Е.П. Копейчук, О.В. Яценко, за активную работу и конструктивные предложения по совершенствованию системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области.

Отдельная благодарность Иркутскому колледжу автомобильного транспорта и дорожного строительства за гостеприимство.

В ГБПОУ ИО «Иркутский техникум машиностроения им. Н.П. Трапезникова» http://гбпоуитм.рф/ прошло заседание площадки, собрав более 40 участников – представителей профессиональных образовательных организаций. Директор учреждения Сергей Юрьевич Лещинский обратился с приветственным словом к участникам 7 секции Пятой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения», обозначив важность и значимость оснащения и развития современной материально-технической базы учреждений, пожелав плодотворной работы.  

Модератор площадки Дошина Елена Владимировна, руководитель центра приоритетных проектов и систем квалификаций ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» в своем выступлении  рассказала о реализации Федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» в Иркутской области, отметив основную цель проекта, а именно -  модернизацию среднего профессионального образования региона, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. (презентация)

Валентина Францевна Никульшеева, заместитель директора по НМР(УМР) ГАПОУ ИО «Иркутский колледж экономики сервиса и туризма», поэтапно обозначила ключевые моменты процедуры оформления заявки для участия в конкурсном отборе на получение гранта для оснащения материально-технической базы мастерских ПОО: «Для реализации замысла проекта, при заполнении заявки, необходимо учитывать ряд целевых показателей, которые четко должны соотноситься с результатами выполнения мероприятия и их достигаемых значений!» (презентация)

«Из опыта проведенной нами работы в рамках грантового проекта, - рассказала Пидгурская Екатерина Александровна, заместитель директора по УПР ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум», - мы столкнулись с рядом проблем, а именно – отсутствием инфраструктурных листов по некоторым компетенциям и ухода с рынка, в связи с пандемией, ряда поставщиков оборудования для оснащения мастерских». Екатерина Александровна поделилась опытом решения данных проблем при процедуре закупки оборудования и реализации этапов проекта в их образовательной организации. 

Папанова Оксана Викторовна, заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ ИО «Черемховский горнотехнический колледж им. М.И. Щадова» провела видео-экскурсию по современным мастерским IT-профиля, рассказав о дальнейших планах использования материально-технического оснащения и планируемом расширении перечня компетенций, и их аккредитации в союзе ВСР. (презентация)

О торжественном открытии мастерских на базе Иркутского техникума авиастроения и материалообработки 30 сентября 2020 года рассказала Сулима Валентина Владимировна, заместитель директора по учебно-производственной работе: «Это – уникальное и радостное событие для нас всех, включая педагогов, обучающихся, работодателей! С таким оснащением мастерских по компетенциям: Промышленная механика и монтаж, Производственная сборка изделий авиационной техники, Сварочные технологии, Токарные работы на станках с ЧПУ, Фрезерные работы на станках с ЧПУ, мы находимся на передовой!» Ссылка на видеозапись (презентация)

Царькова Елена Анатольевна, начальник Центра развития профессионального образования ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»: «То, что мы сегодня обсуждаем – это очень важный исторический аспект системы СПО! Перед нами сегодня стоит огромное количество вызовов! На наших плечах лежит ответственность, мы пишем новую страницу профтехобразования! Сегодня мы обсуждаем задачи управления колледжем – получателем гранта на оснащение мастерских и расставляем приоритеты, понимая всю ответственность за освоение целевых средств, которая лежит на ПОО. Эти средства должны быть сориентированы на достижение показателей. Проект по созданию мастерских – это возможность прорыва в подготовке кадров системы среднего профессионального образования! Пусть мы и находимся сейчас в сложном периоде и не можем исправить моменты, в которых допущены неточности и не учтены проблемы, мы знаем, что уже сегодня необходимо достижение целевых показателей и реализация всех этапов грантовой деятельности!» 

В своем выступлении Елена Анатольевна рассказала о перспективах развития проекта и продлении сроков реализации до 2030 года. Есть над чем задуматься и к чему стремиться! (презентация)

В завершении работы площадки, на круглом столе обсудили перспективы развития данного направления, обозначили проблемы и пути решения. Одним из предложений было озвучено создание площадки на базе Регионального института кадровой политики по сопровождению профессиональных образовательных организаций: от подачи заявки до открытия мастерских и встраивания их в образовательный процесс.

В работе площадки в дистанционном и очном формате приняли участие 72 человека.

Спикерами выступили: заместитель директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Сатдыков Айрат Ильдарович, представители ПОО, руководители и сотрудники ЦОПП Кемеровской, Московской областей, республики Бурятия.

Состоялся интересный профессиональный разговор, в ходе которого были освещены практики вовлечения общественно-деловых объединений и представителей работодателей в управление развитием профессиональной образовательной организации:

  • механизмы повышения качества управления ПОО через привлечение работодателей (ГАПОУ ИО «Ангарский техникум строительных технологий»;
  • эффективные подходы к организации сотрудничества с работодателями в системе СПО (ГАПОУ ИО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма);
  • вовлечение работодателей в процесс разработки основных образовательных программ (ГБПОУ ИО «Иркутский техникум архитектуры и строительства»);
  • организация сетевого взаимодействия центра опережающей профессиональной подготовки с работодателями (ЦОПП Кемеровской области);
  • опыт реализации совместных образовательных проектов с Агентством стратегических инициатив и Ассоциацией развития персонала РБ (ЦОПП республики Бурятия);
  • взаимодействие с работодателями по вопросам трудоустройства студентов и выпускников профессиональных образовательных организаций Московской области (ЦОПП Московской области).

Профессиональное сообщество педагогов рассмотрели проблематику вопроса, поделились видением возможных механизмов решения проблем.

Практически во всех выступлениях была отмечена необходимость мотивирования работодателей на взаимовыгодное сотрудничество, принятие определенных шагов со стороны государства в поддержке работодателей, активно сотрудничавших с ПОО.

Во второй части мероприятия руководителем ЦОПП Иркутской области Дыня Н.В. и сотрудниками ЦОПП Арциховской А.А., Урбагаевой М.К. организована проектная лаборатория «Эффективные механизмы участия общественно-деловых объединений, представителей работодателей в управлении развитием профессиональной образовательной организации» в которой представители ПОО встретились с работодателями различных отраслей.

Участниками мероприятия стали представители ПОО г. Тулуна (ГБПОУ ИО «Тулунский аграрный техникум», ОГБПОУ «Тулунский медицинский колледж», филиал ГБПОУ ИО «Братский педагогический колледж») а также представители работодателей (Западных электрических сетей, комбината школьного питания, Россельхозбанка, ООО «Партнёр», ООО «Монолит», школ, управления образования г. Тулуна и комитета по образованию Тулунского района).

Работая в группах, участники провели SWOT-анализ текущей ситуации и прогнозов её развития, как с точки зрения профессиональных образовательных организаций, так и со стороны организаций-работодателей. 

Оппоненты с обеих сторон отметили важность неформального сотрудничества, в части разработки и реализации образовательных программ, взаимообучения, согласованности действий. 

По итогам SWOT-анализа были сформулированы задачи для построения работы по совершенствованию механизмов взаимодействия, которые также оказались созвучны, несмотря на различие интересов. 

На следующем этапе участники проектной лаборатории разделились на группы уже по отраслевому признаку и спланировали систему мероприятий, предусмотрев создание коллегиальных органов, локальных нормативных актов. Механизм взаимодействия визуализировался на электронных флипчартах.

При подведении итогов работы проектной лаборатории, было выработано решение создания постоянно действующей дискуссионной площадки, в том числе с возможностью виртуального общения и формирования актуальных баз данных, а так же продумывание механизмов вовлечение студентов в решение реальных профессиональных задач, разработку проектов для развития конкретного производства, создание системы поддержки сатрапов. 

Ссылка на презентации

Ссылка на видео

Участие в работе площадки приняли более 80 представителей учреждений СПО и высшего образования Иркутской области, Новосибирской области, Красноярского и Забайкальского края, Республики Бурятия. Модератором площадки выступил Егор Николаевич Кулебякин, руководитель центра развития движения ВСР Регионального института кадровой политики.

С приветственным словом выступила Светлана Александровна Карп, директор Ангарского техникума общественного питания и торговли, на базе которого была организована трансляция.  Светлана Александровна поздравила участников с 80-летием профтехобразования и пожелала продуктивной работы на площадке. (презентация)

Кулебякин Егор Николаевич представил первый доклад, посвященный итогам проведения демонстрационного экзамена по методике Ворлдскиллс в Иркутской области в 2020 году. В выступлении были отмечены ключевые организационные аспекты и нововведения (дистанционный формат, обновленная цифровая платформа). Для организаций, впервые выпускающих студентов по актуализированным ФГОСам и ФГОСам ТОП-50, была представлена пошаговая модель проведения демонстрационного экзамена. В завершении доклада Егор Николаевич рассмотрел проблемные точки организации демонстрационного экзамена по методике Ворлдскиллс в регионе: высокие требования к материально-технической базе организаций, сложная процедура аккредитации и недостаток специалистов, имеющих право проведения ДЭ в качестве главного эксперта. (презентация)

В ПОО Иркутской области демонстрационные экзамены проводятся уже четвертый год. Наблюдается положительная динамика численности студентов и ПОО, проводящих ДЭ по методике Ворлдскиллс, а также количество предварительно заявленных демонстрационных экзаменов, в геометрической прогрессии. Так, если в 2020 году процедуру ДЭ прошли около 500 студентов, уже в 2021 заявлено свыше 1000 выпускников в рамках ГИА и свыше 500 студентов в рамках промежуточной аттестации. 

Светлана Александровна рассказала про огромный опыт ее учреждения – пионера проведения ГИА в формате демонстрационного экзамена по методике Ворлдскиллс в Иркутской области, представила участникам конференции дорожную карту, этапы и сроки проведения ДЭ, а также поделилась результатами выпускников за 2020 год.

Ольга Дмитриевна Емельянова, заместитель директора по УМР, в своем выступлении осветила работу со студентами, сделала акцент на важность работы с цифровой платформой и заполнения профилей студентами, рассказала о локальных нормативных актах, обязательных при проведении ГИА в форме демонстрационного экзамена, а также поделилась нюансами прохождения процедуры аккредитации учреждения в качестве центра проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ). (презентация)

Старший мастер, Наталья Николаевна Николаева, продемонстрировала задание, требования к инфраструктуре и особенности заполнения инфраструктурного листа. (презентация)

Бренд-шеф ООО «Паприка», Евгений Николаевич Осадчий, участвовавший в оценивании работы студентов как эксперт, рассказал о важности независимой оценки навыков при проведении демонстрационного экзамена, а также отметил ежегодно возрастающий уровень профессионального мастерства выпускников. 

Маргарита Анатольевна Фурсенко, заместитель директора по УПР Иркутского техникума архитектуры и строительства, посвятила выступление организации работы мастерских как площадок для проведения ДЭ, продемонстрировала мастерские учреждения по компетенциям «Облицовка плиткой» и «Сантехника и отопление», сделав акцент на работе технического эксперта и правильной застройки площадки. (презентация)

Следующие спикеры, Марина Николаевна Староверова, директор Братского торгово-технологического техникума, Людмила Сергеевна Князева, зам. директора по УПР Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма, и Ирина Станиславовна Лобова, главный региональный эксперт, преподаватель Ангарского индустриального техникума, рассказали участникам об особенностях подготовки студентов к аттестации в новом для них формате демонстрационного экзамена, отметив важность работы начиная с первого курса, активное участие в чемпионатном движении Ворлдскиллс, обучение педагогического и руководящего коллектива образовательных организаций. 

Заместитель директора издательского центра «Академия», Прохорова Ольга Александровна, представила участникам новинки в области электронных образовательных ресурсов, электронные тренажеры, автоматизированную систему дистанционного обучения, позволяющие максимально эффективно готовить студентов к демонстрационным экзаменам в формате Ворлдскиллс.

Завершающим выступлением на площадке стал доклад Юрия Васильевича Ушанова, Президента Федерации рестораторов и отельеров, Заместителя Председателя Совета по профессиональным квалификациям в сфере гостеприимства. Юрий Васильевич рассказал о возможностях сопряжения демонстрационного экзамена по методике Ворлдскиллс с независимой оценкой квалификации, позволяющей выпускникам одновременно подтвердить уровень своей квалификации, и получить обновленный скиллспаспорт. (презентация)

По итогам обратной связи, проведенной в завершении работы площадки, участники единогласно отметили высокий уровень технической организации, качественное содержание докладов всех выступающих и практическую значимость и ценность площадки в целом. 

На площадке «Воспитание студентов в профессиональных образовательных организациях» собралось более 50 участников – представителей ПОО Иркутской области, Томской области, Забайкальского края и Республики Бурятия.

Выступление на площадке можно разделить на две части – в первой были озвучены основные тренды и проблемы в области воспитания обучающихся СПО, во второй был представлен практический опыт организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования. 

Первым было выступление Кондратьевой Ольги Геннадьевны, заместителя директора по научно-исследовательской и инновационной деятельности ГАУ ДПО ИО «Регионального института кадровой политики». В своем докладе (презентация) она отметила следующие важные рекомендации при разработке программ воспитания ПОО:

  • необходимо ориентироваться в нормативно-правовых документах, регламентирующих воспитательную деятельность в ОО и способствовать быстрому информированию педагогов о принятых новых и внесенных изменениях в действующие нормативные акты; 
  • в соответствии с изменениями в федеральных нормативно-правовых актах, регламентирующих воспитательную деятельность, на педагогических советах необходимо обсудить и спланировать изменения в локальные акты ПОО; 
  • программа профессионального воспитания включаются в каждую образовательную программу СПО, реализуемую ПОО и должна учитывать не только глобальные тренды и ключевые ориентиры в воспитании молодежи, но и изменения в развитии конкретной отрасли;
  • в содержание программ воспитания закладываются ключевые ориентиры системы воспитания молодежи и основные навыки и базовые грамотности XXI века. 

Шелехова Ольга Васильевна, декан факультета развития профессионального воспитания и социальной активности молодежи ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики» рассказала о результатах федерального мониторинга воспитательных систем ПОО Иркутской области (презентация). Мониторинг программ воспитания проводится в РФ уже третий год, в этом году зафиксировано рекордное число поданных заявок – порядка 1000 программ, из них 72 программы были представлены от Иркутской области. По результатам мониторинга требуется не только обновление подходов к организации воспитательной деятельности, но и обновление инфраструктуры воспитательной деятельности, способствующей формированию здорового образа жизни, включая здоровое питание, комфортные современные общежития, качественные условия для занятий физической культурой и спортом. В учреждениях СПО должны появиться центры проектной деятельности, коворкинги, медиа-центры, что будет способствовать успешной самореализации молодежи, раскрытию ее потенциала и творческих способностей в разных видах деятельности. Необходимо обеспечить возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, выполняющих функции, связанные с реализацией направлений воспитательной деятельности; создание современной информационно-методической базы для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов молодежи, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).

Уникальный опыт воспитательной деятельности был представлен Штейнингер Алиной Юрьевной, руководителем Молодежного центра ОГБУДПО «Региональный центр развития профессиональных компетенций» г. Томска (презентация). Приоритетным вектором воспитания СПО Томской области являются содействие развития soft skills и социальной активности студентов, содействие личностному и профессиональному самоопределению студентов, поддержке и развитию студенческих сообществ и инициатив по направлениям, а также развитие механизмов эффективного взаимодействия представителей воспитательных отделов со студенческими сообществами. Воспитательная работа координируется молодежным центром, работа ведется как со студенческими сообществами, так и с педагогическим и административными работниками. Основной результат 6-летней работы Центра – это запуск пяти флагманских программ воспитания в системе СПО: «Волонтерская лига», «Творчество», «Патриотический центр», «Специалисты будущего», «Студенческое самоуправление». Эти программы ориентированы на ценности культуры, целостны и раскрывают перед студентами возможность под руководством опытных наставников научиться быть мобильными, опробовать себя в проектной деятельности и осознать себя через самостоятельную работу. 

В рамках конференции также прошли мастер-классы от специалистов профессиональных образовательных организаций Иркутской области. На вопрос «Как написать хорошую программу воспитания обучающихся» отвечали представители ГАПОУ ИО «Ангарский индустриальный техникум», ГАПОУ ИО «Ангарский техникум общественного питания и торговли», ГАПОУ ИО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма» и ГБПОУ ИО «Профессиональное училище №39 п. Центральный Хазан». При разработке программ воспитания следует делать акцент на четкую логику формирования условий реализации программы (инфраструктурных, кадровых и т. д.), а также специфические особенности контингента обучающихся. Без них трудно предоставить студентам возможность самореализации, также не следует гнаться за большим количеством проектов внутри программы – чем больше проектов, тем больше и нагрузка на исполнителей и студентов, эффективнее отдать предпочтение разумному сочетанию количества и качества.

«Как написать качественный проект по воспитанию» рассказали представители ГБПОУ ИО «Иркутский гидрометеорологический техникум», ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум». При разработке проекта по воспитанию важно помнить о том, что проект – это ограниченный по времени и пространству комплекс мероприятий, направленный на решение актуальной проблемы и получение уникального результата, поэтому важно действительно создать что-то новое – меньше красивых слов, больше конкретики. При разработке проекта опираться на тот минимум финансирования, что уже имеется, а в дальнейшем искать возможности его расширения. Секрета успешно написанного проекта по воспитанию нет – есть, процесс, анализ и корректирующие мероприятия – на этих трех «китах» строится разработка проекта. 

Подводя итог работы площадки, отметим, что необходимо переосмыслить структуру организации воспитания как процесса развития определенной системы, в которой растет число элементов и усиливается интенсивность их взаимодействия; это должно быть не механическое соединения частей, а органическое взаимопроникновение, которое должно обеспечить качественно новый результат, новое системное и целостное образование.

«Внедрение методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и посредством привлечения к этой деятельности специалистов-практиков». 

Работа седьмой площадки началась с приветственного слова Ольги Васильевны Шелеховой, декана факультета развития профессионального воспитания и социальной активности молодежи ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования». Далее была представлена дорожная карта региональной модели наставничества в Иркутской области, где были обозначены  мероприятия внедрения региональной модели  наставничества в Иркутской области. (презентация)

В рамках конференции, был представлен опыт внедрения наставничества и в других регионах. Первыми выступили представители Хабаровского краевого института развития образования. На их базе создан отдел наставничества, в котором с апреля 2020 велась разработка методологии наставничества в Хабаровском крае. На каком этапе в регионе находится внедрение модели, и как осуществляется процесс, рассказала Ефимова Ася Александровна, директор центра профессионального самоопределения и наставничества КГБОУ ДПО ХКИРО. (презентация)

В мае в Хабаровске состоялся межрегиональный онлайн-форум наставников, на котором прошло обсуждение методологии и дорожной карты внедрения региональной модели. В процессе разработки документов было принято решение привлечения 100 % муниципальных районов края, а также расширения количество форм наставничества. В данной модели появились такие формы «Учитель-ученик ОВЗ», «Педагог-педагог» (вариация формы «Учитель-Учитель»), «Социальный работник-ученик» и т.д. На сегодняшний день методология наставничества в Хабаровском крае уже утверждена и находится на этапе реализации.  

Далее Балова Оксана Владимировна, начальник отдела наставничества КГБОУ ДПО ХКИРО, познакомила с проектом «Навигатор наставничества». Цель данного проекта создание доступного эргономичного и популярного в образовательной среде информационного ресурса для оказания организационной, нормативно-правовой, методической, экспертно-консультационной помощи наставнику, его информационной и просветительской поддержки. В рамках реализации данного проекта планируется создание:1) виртуального кабинета наставника, который будет являться формой интерактивного общения наставников; 2) конструктора курсов повышения квалификации, где каждый наставник сам сможет выбирать, чему обучаться; 3) ресурс soft skills shool- банк форматов, позволяющий совершенствовать мягкие навыкам. Форматы обучения: занятия, сборы, тренинги, семинары и т.п.; 4) опыт – опыт внедрения различных практик наставничества. Планируется, что данный проект снимет риски отсутствия в организации полного пакета документов в образовательных организаций, отсутствия энтузиазма наставников и т.д. На данный момент проект находится на этапе разработки. (презентация)

Следующим этапом работы площадки стало обсуждение в сессионных залах на тему «Первоначальные шаги, с которых нужно начать внедрение наставничества в образовательные организации». По итогам обсуждения участники поделились своими предложениями по тому, с чего необходимо начать работу. 

Посохина Елена Владимировна, руководитель учебно-методического центра профессионального развития и обучения ОАУ Институт региональной кадровой политики, г. Белгород, поделилась опытом внедрения наставничества в системе дуального обучения. Отличительной особенностью в данном опыте является, что организации и предприятия выступают наставниками друг для друга. Векторами развития наставничества по форме «ПОО - организация» являются  внедрение бережливого управления и развитие научно-производственной деятельности». В форме «куратор ПОО – наставник предприятия» проводятся стажировки преподавателей, обучение сотрудников предприятий, руководителей и специалистов сельских администраций района и т.д.

Есенина Екатерина Юрьевна, д.п.н., ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, г. Москва выступила с докладом на тему: «Наставничество как феномен Национального проекта «Образование» и региональных инициатив». Наставничество опирается на федеральные проекты национального проекта «Образования». Среди них: «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Социальные лифты для каждого». Екатерина Юрьевна обратила внимание на то, что главное помнить о смысле и ценности внедрения наставничества в регионе. Также важными моментами, на которых необходимо остановить свое внимание: сопровождающие процессы в области наставничества, изучение потребностей наставляемых и наставников. Кроме того, стоит расширять список форм наставничества. Екатерина Юрьевна отмечает: у наставничества появились новые смыслы в цифровом мире. Процесс наставничества может существовать в любой сфере деятельности, а обязательными условиями являются добровольность, общность интересов, инициативность. (презентация)

По завершении выступлений спикеров, был проведен опрос по итогам конференции на тему полезности и значимости мероприятия. Участники высоко оценили работу площадки и выступления спикеров.

Работа площадка № 8 была посвящена обобщению положительного опыта работы и популяризации наставничества как ресурса профилактики безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий обучающихся и студентов образовательных организаций. Участниками площадки стали заместители директоров и педагогические работники, педагоги-психологи, социальные педагоги образовательных организаций, специалисты учреждений для детей-сирот и учреждений здравоохранения из Иркутской области, Республики Бурятия (52 подключения). 

Модераторами площадки выступили Анастасия Анатольевна Афанасьева, заместитель директора ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» и Светлана Николаевна Семенова, Уполномоченный по правам детей в Иркутской области.

Спикеры площадки: Людмила Владимировна Храменкова, начальник ООДПДН ГУ МВД России по Иркутской области («О лучших практиках наставничества (шефства) в деятельности правоохранительных органов при работе с детьми и подростками, состоящими на профилактическом учете»), Маргарита Николаевна Галстян, директор ГКУИО «Центр психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи, профилактики, реабилитации и коррекции» («Наставничество – умная помощь детям», презентация), Юлия Викторовна Василькова, начальник отдела развития форм социального обслуживания несовершеннолетних и семей министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области (презентация), Мария Юрьевна Чередилина, генеральный директор АНО «Мое будущее» (Модели и методики наставничества подростков правонарушителей и группы риска, презентация, ссылки на материалы), Ирина Михайловна Пескова, директор ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Иркутской области («Наставники: не рядом, а вместе!», презентация, видео), Елена Викторовна Бакаева, заместитель мэра города Черемхово по социально-культурным вопросам, Юлия Владимировна Пойта, главный специалист по воспитательной работе отдела общего и дополнительного образования Шелеховского района и Анастасия Андреевна Поленова, заместитель директора ОГКУ «Центр профилактики наркомании» («Современный подход в работе с молодежью», презентация).

Подводя итоги работы площадки, С.Н. Семенова отметила, что наставничество действительно является мощным ресурсом профилактической работы и поблагодарила коллег за результаты наставнической деятельности.