Размер шрифта: Цвета:

Новости пилотных площадок: МОУ "Невонская СОШ №2" Усть-Илимский район

5 июля 2019

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ АГРОШКОЛЫ «ИСТОКИ»

МОУ «Невонская СОШ № 2»

 Усть-Илимского района.

       Становление России как передовой цивилизованной европейской страны невозможно без развитого аграрного сектора, что немыслимо без возрождения и инновационного преобразования российской деревни. Именно российская деревня является колыбелью русской цивилизации, ее основой, хранительницей русского национального типа характера.

Сельская школа – самое массовое общеобразовательное учреждение страны, активно влияющее на социальную ситуацию на селе и сохранение жизнеспособности сельских территорий. Осуществляя бизнес-образование сельских детей и реализацию агробизнес-проектов в их личных хозяйствах совместно с родителями, на пришкольном участке школа имеет возможность формировать и пропагандировать на селе культуру нового инновационного ведения сельского хозяйства.

            Миссия агрошколы «Истоки» - воспитание ученика, способного к добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе.

МОУ «Невонская СОШ 2» основана в 1989 году, является муниципальным образовательным учреждением МО «Усть-Илимский район» Иркутской области. Школа находится  в селе Невон, расположенном в 5 км от районного центра. Численность населения в посёлке  в настоящий момент составляет 3100 человек. В селе имеются пожарный пост, пилорама, база Иркутского филиала дорожной службы, база Илимского лесхоза, база Усть-Илимского лесхоза, база ООО «Илимстоун», две средних школы, амбулатория, детский сад, дом культуры, спортивный комплекс.

Проект модели агробизнес - образования   мы назвали «Истоки», так как надеемся, что благодаря нам  начнётся возрождения сельского хозяйства  в селе Невон, возрождение любви к земле, на которой родился и вырос.

С самого первого дня руководители проекта старались привлечь к реализации модели агрошколы как можно больше участников: педагогов, обслуживающий персонал школы, обучающихся, дошкольников, воспитателей детского сада, родителей обучающихся, социальных партнёров. Как показал анализ, динамика за 4 года положительная.

Категория 

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Обучающиеся

140уч-ся.

154 уч., ,

 102 дошкольника

Всего 256ч.

147 уч-ся.

105 дошкольников

145 уч-ся

104 дошкольника

Педагоги

19ч.

33 ч.

35ч.

36 ч.

Другие

2ч

16 ч.

19 ч.

23ч.

ВСЕГО:

161 ч.

305ч.

306ч.

308 ч.

 

В первый год реализации модели агрошколы были налажены партнёрские отношения с агропроизводителями, находящимися на территории Усть-Илимского района, с ними заключены договоры о сотрудничестве.

•         Крестьянское фермерское  хозяйство «Эрметов» -  руководитель Эрметов К.Ж.

•         КФХ «Коровина Т.Б.» руководитель Коровина Т.Б. ;

•         ОО «Живая наживка» - директор Смоленский А.В.;

•         ЗАО «Агрофирма «Ангара»  - директор Сидоренко А.В..  

Руководители агропредприятий оказывают агрошколе помощь удобрениями, землей, семенами, соляркой для тракторов, участвуют в проведении школы предпринимателя. Работники КФХ проводят для нас экскурсии, оказывают консультативную помощь по выращиванию овощей, уходу за животными.  Мы делимся с ними техникой (в школе имеются два трактора, 2 культиватора, 2 плуга), рекламируем продукцию предприятий, оказываем помощь в уходе за животными и т.д..

С целью расширения знаний о животноводстве и других отраслях сельского хозяйства, заключаем соглашения с хозяевами частных подворий. Проводим экскурсии на пасеки, кролиководческие хозяйства, конный двор. Хозяева подворий рассказывают о том, как создать такое хозяйство, об особенностях разведения животных и ухода за ними.

Более обширные знания о животноводстве и практические навыки по уходу за животными обучающиеся школы получают в КФК Коровиной Т.Б.

В целях профориентации обучающихся на профессии, необходимые для села, мы заключили договора о сотрудничестве с разноуровневыми образовательными организациями, находящимися в г. Усть-Илимске и в г. Иркутске

•         Техникум отраслевых технологий г. Усть-Илимска- директор Лучко Т.Т.;

•         Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг» - директор Туранчиева Т.А ;

•         МДОУ «Журавушка»  заведующая Ступина Л.А. ;

•         РЦДОД Усть-Илимского района –  директор Шпагина А.М.

•         Иркутский аграрный техникум-  директор Михалёв С.В.

Преподаватели образовательных организаций участвуют в  днях профориентации на базе школы, проводят профессиональные пробыоказывают помощь при обучении детей профессии  тракториста.

Обучающиеся школы  участвуют в неделях профориентации на базе техникумов.

В школе разработана и реализуется программа профессиональной ориентации с 1 по 11 классы.  Дети пробуют себя в сельскохозяйственных работах в условиях агрошколы

•         Выращивание, пикирование  и уход за рассадой цветов, овощей;

•         Высадка рассады в школьную теплицу и на огород.

•         Прополка и поливка овощей, цветов  и картофеля.

•         Высадка плодово-ягодных растений и уход за ними.

В учреждении создан кабинет профориентации, в котором представлены сведения о профессиях, востребованных государством, создана электронная база по выбору профессий.

Реализация модели агрошколы была не так эффективна без организации сетевого взаимодействия и сотрудничества с другими учреждениями села Невон и г. Усть-Илимска:

  • МКУ Сельский Дом культуры Невонского МО;
  • МБОУ ДОД РДШИ МО «Усть-Илимский район»;
  • МОУ ДОД "РЦДОД";
  • Муниципальное учреждение «Районный спортивно-оздоровительный центр «Молодежный»
  • Отдел образования администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»;
  • Муниципальное учреждение «Межпоселенческий центр культуры»;
  • Центр занятости населения города Усть-Илимска.

Работа проводится по духовно-нравственному, патриотическому, трудовому и эстетическому направлениям, которые способствуют воспитанию в детях любви к родному краю, бережному отношению к наследию прошлого. Совместно проводятся такие мероприятия как «Юбилей села Невон», «День Победы». «День пожилого человека», «День матери», Выпускной вечер, субботники по озеленению и уборке села и др..

В школе создан богатый краеведческий музей, который в течение   25 лет решает задачи патриотического воспитания детей.  В нём три постоянно действующих экспозиции: «Невонцы в годы Великой Отечественной войны», «История школы», «Быт и уклад жителей Среднего Приангарья». Детское объединение «Юный краевед»  через поисковую работу пополняет музей экспонатами, проводят экскурсии для жителей села Невон и г. Усть-Илимска.  Наш музей – лауреат всероссийских и региональных конкурсов школьных музеев.

Необходимые изменения, решающие задачи агрошколы, были внесены в образовательную программу школы, в учебный планВ рамках модели агрошколы мы реализуем:

  • общеобразовательный  компонент,
  • компонент дополнительного образования,
  • научно-исследовательский компонент,
  • агротехнологический компонент.

В течение четырёх лет успешно  реализуются проекты  «Школьный двор», «Школьный огород», «Огород на подоконнике», «Зёленая школа», «Краеведческий музей»

Ведутся факультативные курсы:

«Химия и сельское хозяйство» -9 класс;

«Экология сельскохозяйственного производства» 9 класс;

«Основы агрохимии» -11 класс;

«Биотехнологии в сельском хозяйстве» 10-11 класс;

Введены блоки-модули сельскохозяйственной направленности в предметы учебного плана НОО и ООО.

Обучающиеся 10-11 классов получают профессию тракториста категории «В» «С». Старшеклассники сами обрабатывают землю на пришкольном участке, оказывают помощь жителям посёлка по вспашке земли и уборке снега, получая практические навыки вождения.

С учетом возрастных особенностей детей выстроена система непрерывного агробизнес-образования через районный центр  дополнительного образования Усть-Илимского районаВсе обучающихся с 1 по 11 классы осваивают курсы агротехнологической направленности:

1-4 класс «Флористика»

5-6 класс «Ландшафтный дизайн»

7 класс «Основы цветоводства»

8 класс «Основы овощеводства», «Введение в агроспециальность»

9 класс «Основы агрономии»

9-11 класс « Основы  экономики и предпринимательства»

10-11 класс «Основы животноводства».

Программа «Ландшафтный дизайн» для 5-6 классов участвовала в конкурсе методических разработок агробизнес-образования и внесена в банк методической продукции ресурсно-методического центра АБО.

Теоретические знанияполученные на занятиях растениеводстваобучающиеся применяют на практических занятиях по выращиванию рассады цветов, помидоров, огурцов, капусты и других культур.

Навыки по уходу за растениями наши ребята получают при уходе за овощами в теплице и на школьном огороде

Совместно с родителями и обучающимися мы разбили школьный сад на 50 саженцев плодово-ягодных кустарников.

Проект школьный двор это особенное направление в нашей работе. Ведь как говоритсятеатр начинается с вешалки. Разбито 16 клумб. Высаживается и выращивается около 20 сортов цветов. Посажены   аллеи клёнов, акации, черёмухи.

Очень важным проектом является «Огород на подоконнике». В течение всего года педагоги вместе с ребятами выращивают с целью проведения исследовательской и опытнической работы разнообразные растения на подоконникеяблони, лимоны, огурцы, клубнику, календулу, настурцию, подсолнухи и другие растения.

Темы для исследования самые разные:

Начальная школа  1-4 класс исследовательская работа

1. Технология выращивания сельскохозяйственных культур для личных целей и продовольственного рынка.

2. Исследование статистических данных по Иркутской области краю по растениеводству

3. Исследование потребления и экономии воды на пришкольном участке

4. Изучение дикорастущих и культурных растений нашего края

5. Изучение влияния состава почвы на плодородие и рост сельскохозяйственных растений

Внеклассная деятельность:

Проведение внеклассных мероприятий:

«Неделя сельскохозяйственного труда», выставки «Дары осени», «Карета для Золушки», конкурсы рисунков, экскурсии на сельскохозяйственные предприятия, встречи с работниками АПК и другие. У обучающихся начальной школы формируется представление о специфике сельскохозяйственного труда, познавательный интерес к экономике и сельскому хозяйству, уважительное отношение к работникам сферы АПКк сельскому труду.

Основная школа 5-9 классы- исследовательская работа:

 1.Экологические основы устойчивости растений

2.Выращивание овощей с использованием культуры тканей

3.Влияние среды на урожайность сельскохозяйственных культур

4.Экологические проблемы растениеводства и пути их решения

5.Воздействие агробизнес-технологий на окружающую среду.

6.Микробиологические методы борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур.

7. Эколого-токсикологическое обследование почв

8. Влияние минеральных удобрений на урожайность овощных культур

9.Выявление условий для выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Внеклассная деятельность: Проведение внеклассных мероприятий: «Неделя сельскохозяйственного труда», выставки «Осенняя фантазия», «Дары осени», конкурсы рисунков и рекламы сельскохозяйственной продукции, экскурсии на сельскохозяйственные предприятия, встречи с работниками АПК и другие.

Ежегодно дети 5-6 классов защищают проекты по ландшафтному дизайну. Часть их идей мы используем в дизайне школьного двора.

По курсу «Основы предпринимательства», обучающиеся 10-11 классов обязательно разрабатывают бизнес планы, защищают их на школьной и районных научно-практических конференциях.

Разработаны бизнес - планы для практической реализации в школе: «Пришкольный участок»  « Овощехранилище», «Как улучшить почву пришкольного участка».

После освоения образовательных программ основного общего образования,  среднего общего образования, дополнительного образования  выпускники получают наряду с аттестатами свидетельство об освоении дополнительной общеразвивающей программы «Агробизнес-образование», выпускники  11 класса получают свидетельство «Тракториста категории «В»  «С»

В школе утверждено положение о социальной практике обучающихся. В течение лета ребята  4-11 классов  работают на школьном огороде. Обучающиеся 10-11 классов работают в экологическом отряде, который занимается очисткой села.

На пришкольном участке мы выращиваем картофель, капусту, свёклу, морковь, кабачки, огурцы. Помидоры, перцы, зелень. Картофель – 300 кг, морковь – 100 кг, свёкла – 80 кг, кабачки – 150 кг, перец – 40-50 кг, огурцы –100 кг, помидоры – 120 кг. Овощи и рассаду реализуем населению. Часть выращенного урожаю мы отдаём семейному детскому дому г. Усть-Илимска.

Причины, по которым мы не используем овощи в школьной столовой следующие:

  • В школьной столовой без сертификатов соответствия   использовать овощи нельзя, а чтобы получить сертификат, хотя бы на 4 вида овощей необходима крупная сумма денег.
  • В школе нет овощехранилища.

Вырученные от продажи рассады и овощей деньги мы направляем на развитие пришкольного участка, облагораживание школьного двора. Покупаем запчасти для тракторов, орудия труда.

Материально-техническое обеспечение агрошколы считаем недостаточным. Несмотря на то, что мы ежегодно подаём заявки в министерство сельского хозяйства Иркутской области, в Администрацию Усть-Илимского района, агрошкола до сих пор не обеспечена современной малой сельскохозяйственной техникой, без которой невозможно сделать работу на пришкольном участке привлекательной для детей. У ребят с детства появляется нелюбовь  к тяжелому сельскохозяйственному труду. Нет в агрошколе  современного лабораторного оборудования для исследования почвы, воды, нитратов.

   В нашем селе остаются 80-85 % выпускников 9,11 классов, и почти все они выбирают  профессии лесопромышленной или энергетической направленности, востребованные в Усть-Илимском районе и позволяющие поучать высокую заработную плату. По окончании техникума обучающиеся обеспечиваются рабочими местами на лесопромышленном заводе или в группе «Илим». Но для нас считается успехом даже то, что два выпускника нашей школы за последние 3 года получают образование в  Иркутском государственном сельскохозяйственном институте.

Анкетирование обучающихся показало следующие мотивы нежелания получать сельскохозяйственные профессии:

  • Негде будет работать, в районе слабо развито сельское хозяйство.                                 
  • Характер работы сезонный, очень напряженный в период с весны и до начала зимы, много немеханизированной работы.
  • Основная часть рабочего времени под открытым небом, труд очень тяжёлый.
  • Результаты труда сильно зависят от природно-климатических условий, заработная плата будет недостаточно высокая.
  • Специалист должен обладать разносторонними знаниями.

Тем не менее, мы не опускаем руки и делаем всё возможное, чтобы эффективно реализовать модель агрошколы.

 Агрошкола «Истоки» принимала участие в «Агронеделе – 2018»,  за что награждена Дипломом  Сибэкспоцентра .

За успехи в реализации модели агрошколы нам вручена благодарность министерства сельского хозяйства Иркутской области в октябре  2018 года.

За представление опыта реализации модели агрошколы «Истоки» на Байкальском международном салоне образования в ноябре 2019 г. школа награждена Благодарностью Министра образования Иркутской области Перегудовой В.В.

В марте 2019 года на базе нашей школы проведен областной семинар «От реализации модели агробизнес-образования к модели собственной жизни», за что  нам выражена Благодарность заместителя министра образования  Иркутской области М.А. Парфёнова.

 Перспективы развития агрошколы мы видим в следующем:

  • использование современных информационных технологий при получении агробизнес-образования;
  •  оснащение агрошколы современной компьютерной техникой и технологическим оборудованием, малой  сельскохозяйственной техникой;
  •  повышение роли трудового воспитания и обучение через организацию уроков технологии на современном уровне;
  •   создание при школе структурного подразделения аграрного профиля;
  • выявление одаренных обучающихся в агробизнес образовании и организацию  работы с ними через различные формы и методы не только в рамках школы,  но  и района.  

Для этого имеются определённые возможности:

1. С 1 сентября 2019 на базе школы начинает работу региональный инновационный  проект "Современная школа" в форме Центра образования гуманитарного и цифрового профилей "Точка роста";

2. Использование возможностей   Центра образования «Точка роста» сможет вывести работу   агрошколы на новый уровень:

  • Во-первых, современное цифровое оборудование, медиа - зона позволят эффективнее осуществлять проектную и научно-исследовательскую деятельность обучающихся по агробизнес-образованию;
  • Во-вторых, Центр образования позволит  разнообразить внеурочную деятельность обучающихся агрошколы;
  • В-третьих, обучающиеся агрошколы, смогут получать   агробизнес-образование в дистанционной форме по тем вопросам, которые на более высоком уровне смогут  осветить преподаватели высших и средних профессиональных учреждений Иркутской области;
  • В- четвёртых, изменится содержательная сторона предметной области «Технология», в которую будут введены новые образовательные компетенции: 3D-моделирование, прототипирование, компьютерное черчение, технологии цифрового пространства – при сохранении объема технологических дисциплин.

3. В ближайшем будущем мы хотели бы создать при школе  структурное подразделение аграрно-оздоровительного профиля. Анализ имеющихся условий, интересов обучающихся школы  и запросов социума позволил нам начать работу по разработке социального проекта «Конный клуб» совместно с руководителем КФХ Коровиной Т.Б. . Коровина Т.Б. является ещё и руководителем семейного детского дома. Большая часть её воспитанников имеет серьезные нарушения здоровья. Целью нашего совместного социального проекта является воспитание патриотизма, популяризация верховой езды, как элемента здорового образа жизни в Усть-Илимском районе. Самой главной и значимой услугой будет, конечно, иппотерапия. Иппотерация — это лечебная верховая езда,  которая используется при  ДЦП, травмах головы, мышечной дистрофии, полиомиелите, повреждениях спинного мозга, инсультах, артритах, аутизме, умственной отсталости и т.д. Не секрет, что с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, и наш район –не исключение. Еще одним видом услуг будет являться прокат лошадей — организация конных прогулок за пределами клуба. Данный социальный проект будет не только решать вопросы оздоровления населения посёлка и г. Усть-Илимска, но и даст возможность обучающимся школы получить практический опыт по уходу за животными, опыт по организации фермерского хозяйства.

Возможности для реализации данного проекта имеются:

- Есть необходимы площади в КФХ Коровиной для постройки помещений;

- В селе много лошадей (около 30) , которые  нигде не используются, кроме выпаса коров. Большинство хозяева их держат для удовольствия. При участии спонсоров в приобретении лошадей проблем не будет;

- Имеются кадры с профессиями сельскохозяйственного профиля (бывшие работники совхоза «Невонский»);

- Имеются площади для выпаса лошадей.

-Имеются места для конных прогулок.

3.  Одной из идей агрошколы является создание профильной смены «Агробизнес-Академия» на базе летнего оздоровительного лагеря нашей школы, в которой могут принять участие дети других школ района. Условия для проживания обучающихся мы сможем обеспечить, поселив юных аграриев  в находящемся рядом со школой спортивно-оздоровительном комплексе. Учащимся будет предоставлена возможность совместно с научными наставниками проводить научные исследования, разрабатывать инновационные бизнес-проекты, затем, доработав детали проектов в течение учебного года, участвовать в конкурсах, олимпиадах регионального уровня. К работе в профильной смене могут быть привлечены  квалифицированные кадры из школ, техникумов  района.

Эффективной работе профильной смены «Агробизнес-академия»  будет способствовать и инновационный образовательный проект «Точка роста», оснащённый по последнему слову науки техники. Таким образом, Проект «Точка роста», оборудованный на базе нашей школы для 5-ти рядом находящихся школ, сможет выполнить своё прямое назначение с учетом специфики сельского образования.

                                                                               Директор    Подлопушная Г.В.