Размер шрифта: Цвета:

О проведении межрегионального форума «Наставник 38»

12 декабря 2022

6-7 декабря «Региональным институтом кадровой политики» в партнерстве с Базовым центром подготовки кадров АНО «Национальное агентство развития квалификаций» состоялся форум «Наставник 38».

Форум проходил в формате онлайн-конференции в течение двух дней. Первый день – обсуждение значимых вопросов по развитию наставничества по трем тематическим трекам, второй день – финальный этап конкурса «Лучшие практики наставничества в Иркутской области», участниками которого являются представители профессиональных образовательных организаций Иркутской области и их социальные партнеры.

Форум объединил более 500 участников из регионов Сибирского федерального округа. На треках форума выступили 30 спикеров из Иркутской области, Красноярского и Хабаровского края, Кемеровской области, Республики Бурятия.

В рамках пленарного заседания с приветственным словом выступила Апанович Елена Владимировна, заместитель министра образования Иркутской области, которая отметила приоритетность наставничества в образовательной и кадровой политике Иркутской области.

Тема пленарного заседания «Наставничество как эффективная форма социального и профессионального развития молодежи» предполагала обсуждение ключевых направлений в развитии наставничества. Модератором выступила Калугина Татьяна Геннадиевна, руководитель Центра сопровождения проектов кадрового обеспечения региональной экономики «Региональный институт кадровой политики».

На пленарном заседании с докладами выступили:

Кулебякин Егор Николаевич, ведущий специалист Базового центра подготовки кадров АНО «Национальное агентство развития квалификаций», обозначил результаты исследования, согласно которым институт наставничества является самым значимым условием для развития партнерских отношений между работодателями и образовательными организациями. Спикер пригласил всех заинтересованных к участию проекте «Квалификация НАСТАВНИК», который успешно реализуется АНО НАРК с 2018 года.

Воробьева Наталья Геннадьевна, руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института развития образования Иркутской области в своем выступлении представила возможность создания региональной экосистемы наставничества, которая могла бы объединить усилия всех организаций, заинтересованных в различных форматах развития наставничества.

Варфоломеева Лидия Юрьевна, начальник отдела наставничества Хабаровского краевого института развития образования, поделилась опытом наставнической деятельности в Хабаровском крае, рассказала, в частности, о таких инструментах, как электронный реестр наставников, сетевые сообщества наставников, а также о действующих проектах, реализующихся в Хабаровском краевом институте развития образования.

Явкина Наталия Юрьевна, специалист отдела экологии ПАО «РУСАЛ Братск», затронула тему наставничества на производстве, поделилась своим опытом включения в трудовую деятельность, а также рассказала о действующей программе адаптации молодых специалистов в ПАО «РУСАЛ Братск» – «Новое поколение».

Первый трек «Современные инструменты развития наставничества» был посвящен формам и подходам, которые используют в процессе наставнической деятельности.

Вера Викторовна Гибанова, заведующий сектором стратегии и развития практик воспитания, центра развития воспитания Института развития образования Иркутской области, Татьяна Владимировна Глазкова, канд. пед. н., руководитель центра развития дополнительного образования Института развития образования Иркутской области, выступили с докладом «Конкурсы и образовательные события как инструмент выявления и распространения лучших практик наставничества в системе общего и дополнительного образования детей». Спикеры отметили важность конкурсов и образовательных событий в выявлении лучших практик наставничества, их влияние на рост качества дополнительного образования детей в Иркутской области.

Разнообразные форматы наставничества, как для школьников, так и для студентов представила Шведина Светлана Александровна, заместитель начальника Управления маркетинга образовательных услуг и реализации образовательных программ ИРНИТУ в докладе «Эффективные практики наставничества проектной деятельности студентов и школьников Иркутского политеха».

Начальник Регионального центра наставничества Кузбасского регионального института развития профессионального образования Владимир Алексеевич Волчек рассказал о походах к оценки целевой модели наставничества в образовательных организациях.

Связь образовательной организации и производства как инструмента развития наставнических практик отразилась в выступлении Татьяны Алексеевны Туранчиевой, директор Усть-Илимского техникума лесопромышленных технологий и сферы услуг, которая рассказала о взаимодействии АО «Группа «Илим» и ГБПОУ «УИ ТЛТУ» в вопросах подготовки кадров для инвестиционного проекта «Большой Усть-Илимск».

О славных традициях локомотивного депо Зима и системе, которая выстраивается сегодня рассказали Дмитрий Александрович Цапук, машинист-инструктор Эксплуатационного локомотивного депо Зима и Скуратова Ольга Викторовна, директор Зиминского железнодорожного техникума.

Об эффективной и многоуровневой системе наставничества в Иркутском колледже экономики сервиса и туризма рассказала Ольга Николаевна Соколовская, преподаватель колледжа.

Елена Валерьевна Свежинцева, заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ ИО «Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий» рассказала о возможностях наставничества в решении проблем дефицита квалифицированных кадров.

Особенности внедрения наставнических практик в ведомственных образовательных организациях отметила Татьяна Викторовна Рогалева, старший инспектор отделения воспитательной работы отдела морально-психологического обеспечения ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России».

Второй трек «Социально-педагогические аспекты наставничества» был посвящен практикам наставничества в системе дополнительного образования детей, а также затронул тему социально-психологических аскетов наставнической деятельности.

Алексей Сергеевич Силаев, педагог детского технопарка «Кванториум Байкал» Центра развития дополнительного образования детей показал реальные продукты проектной работы детей под руководством наставников.

Эффективность практики привлечения в качестве наставников представителей компаний и предприятий для реализации проектов школьников обозначила в своем выступлении Татьяна Владимировна Измайлова, заместитель директора Регионального институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования.

О развитии наставнических компетенций молодых людей в рамках Школы TIM-лидеров рассказала Арина Александровна Лапа, методист, педагог-организатор Центра развития творчества детей и юношества им. Г.И. Замаратского г. Железногорск-Илимский.

Татьяна Владимировна Глазкова, канд. пед. н., руководитель центра развития дополнительного образования Институт развития образования Иркутской области и Мария Афанасьевна Тапхасова, старший методист центра развития дополнительного образования Институт развития образования Иркутской области в своем выступлении затронули важную тему, связанную с тьюторским сопровождением детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования. Обозначив нормативно-правовые аспекты данной темы, Татьяна Владимировна рассказала о проекте «Невозможное возможно», реализуемом на базе Центра дополнительного образования г. Усть-Кут.

Проблему создания социального и трудового пространства для обучающихся с ОВЗ продолжила Анжелика Вячеславовна Дрелинг, заведующая отделением Красноярского индустриально-металлургический техникума.

Тема наставничества в практической подготовке студентов прозвучала в выступлении Олеси Игоревны Глинской, мастера производственного обучения Профессиональное училище п. Центральный Хазан.

 Особенности наставнических практик в процессе спортивной подготовки отметила Наталья Геннадьевна Яцура, канд. пед. н., преподаватель ОГБПОУТ «Училище олимпийского резерва» г. Ангарск, которая обозначила эффективность наставничества в спортивной сфере, а также привела планируемые результаты реализации наставнических практик.

Отдельную тему, а именно важность развития культуры наставничества, создание атмосферы дружелюбия и доверия среди молодых людей в рамках модели наставничества «студент-студент» осветила Светлана Александровна Брик, социальный педагог Читинского политехнического колледжа.

В третьем направлении Форума - «Наставничество педагогических работников» - были затронуты вопросы становления молодых педагогов, развития их профессиональных компетенций. Спикеры рассказали о реализации программ наставничества в своих учебных заведениях и о том, как они повлияли на педагогов, учащихся и процесс обучения. Модератором выступила Шестакова Евгения Александровна, заместитель директора Института развития образования Иркутской области.

 Юлия Дмитриевна Кирик, учитель информатики МБОУ Заларинская СОШ № 1, рассказала о развитии наставничества и деятельности Совета молодых специалистов в Заларинском районе.

Технологию наставничества «Супервизия», как инструмент развития профессиональных компетенций в организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста представила Елена Григорьевна Дзюба, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 212» г. Зима.

Анна Игоревна Нестерова, методист Центр развития образования МО г. Братск, рассказала про практику сопровождения молодых специалистов «Молодежь в фокусе», обозначила пять модулей, которые должны пройти молодые педагоги со своим наставником.

Наталья Владимировна Банникова, преподаватель ГБПОУ ИО «Братский педагогический колледж» в своем выступлении представила общие и профессиональные компетенции, которые формируются в процессе наставнической деятельности.

Опытом в методическом сопровождении молодых педагогов в Республики Бурятия поделилась Тамара Сергеевна Аюшеева, преподаватель ГАПОУ «Республиканский многоуровневый колледж».

В сообщении Анны Валерьевны Щекодько, заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ г. Иркутска СОШ № 35, была представлена гибкая модель компетенций педагогических работников роль наставников в их развитии.

Участники форума отметили высокий уровень подготовки организаторов и спикеров мероприятия, получили полезный практический опыт для работы в будущем. В ходе выступлений возникли идеи о реализации совместных проектов, наметились планы сотрудничества.

 

Ссылка на запись форума: https://youtu.be/SP4KXvMJ42U

Ссылка на материалы участников: https://disk.yandex.ru/d/hEfjeM5aYara5g