Размер шрифта: Цвета:

Панельная дискуссия на тему «Развитие инклюзивного образования»

6 марта 2017

16 февраля 2017 года в рамках деловой программы II открытого чемпионата «Молодые профессионалы» состоялась панельная дискуссия «Развитие инклюзивного образования». Спикерами панельной дискуссии являлись представители министерства образования Иркутской области, министерства труда и занятости Иркутской области, министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, представители сообщества инвалидов, образовательных организаций и родительской общественности.  Цель панельной дискуссии:  координация усилий различных ведомств, министерств и организаций в области повышения доступности образовательных услуг для лиц с инвалидностью, определение приоритетности предпринимаемых мер.

Светлана Николаевна Лобаева, начальник отдела по поддержке инвалидов и координации создания доступной среды министерства социального развития, опеки и попечительства, обозначила мероприятия, реализуемые в рамках программы «Доступная среда» в Иркутской области. Гульнара Игоревна Николаева, консультант отдела профессионального образования министерства образования, указала, что организации профессионального образования также могут получать финансирование в рамках данной программы. Основным критерием при этом служит потенциальная готовность образовательной организации принимать на обучение граждан с инвалидностью и ОВЗ,  а также количество уже получающих образование в данной организации инвалидов. Представители дискуссии напомнили, что инвалиды и лица с ОВЗ имеют возможность пользоваться Интернет-ресурсами «Жить вместе», «Карта реабилитации (абилитации) Иркутской области» и получать информацию о доступности того или иного объекта. 

От общих вопросов дискуссия перешла к более частным вопросам, касающимся инклюзивного профессионального образования, а именно: вопросам профориентации, организации образовательного процесса и трудоустройства.

Гульнара Игоревна Николаева  напомнила о мероприятиях по профориентации инвалидов, проводимых на территории Иркутской области, озвучила информацию о нормативных ограничениях при выборе инвалидом профессии или специальности согласно Постановлению Правительства РФ от 14 августа 2013 г. N 697 ("Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности"). 

Представители сообщества инвалидов отметили, что при выборе профессии или специальности инвалиды, прежде всего, ориентируются на условия образовательной организации, в которой можно получить профессиональное образование. Приоритетными для выбора являются профессии и специальности с возможностью удаленной работы. Также важен престиж профессии/ специальности.  Шлыкова Наталья Юрьевна, начальник отдела трудоустройства и профессионального обучения министерства труда и занятости Иркутской области, отметила про важность создания в регионе мест трудоустройства с возможностью удаленной работы, а также обозначила меры стимулирования работодателей для трудоустройства инвалидов, кратко ознакомила с законодательством о квотировании. Участники дискуссии отметили также, что в вопросе трудоустройства много зависит от самих инвалидов, их социальной активности. Токаревский Виктор Николаевич, педагог-психолог школы-интернат №8 для слепых и слабовидящих детей выразил идею о необходимости развивать проекты по самозанятости инвалидов, в том числе, предлагать для этого специальные образовательные программы.

Дискутируя о вопросах организации образовательного процесса, представители сообщества инвалидов и родительской общественности отметили, что из четырех видов барьеров: архитектурный, коммуникативный, организационный и информационный наиболее важно преодолеть организационный и коммуникационный барьер. Спикеры сошлись во мнении, что в данном случае «кадры решают все» и наиболее важным для инвалида является сотрудничество с подготовленным, толерантным персоналом (прежде всего – педагогическим).

В заключение участники обсудили вопрос развития социальной активности личности, развитие мотивации инвалидов к повышению профессионального уровня, в том числе, через олимпиады профессионального мастерства. Участниками упоминался чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».  Участница олимпиады профессионального мастерства прошлого года Гнеушева Алена указала на важность создания благоприятных условий не только для участников, но и для сопровождающего персонала (сурдопереводчиков, тифлопедагогов). 

В целом, хочется отметить готовность участников дискуссии обсуждать актуальные вопросы в области инклюзии, сотрудничать и проводить совместные мероприятия.