Размер шрифта: Цвета:

Развитие кадрового обеспечения региональной экономики

10 декабря 2021

Одной из важнейших составляющих социально-экономического развития Иркутской области является эффективно функционирующий рынок труда.

На состояние рынка труда и занятости населения, прежде всего, оказывают влияние демографические и социально-экономические процессы, происходящие в регионе.

В Иркутской области наблюдается ежегодное сокращение численности населения, миграционный отток, а также усиливается процесс «старения населения». В связи с этим, в Иркутской области ежегодно фиксируется снижение численности трудовых ресурсов.

Эффективность кадровой политики в регионе главным образом зависит от региональных приоритетов развития экономики и социальной сферы, а также взаимосвязи системы образования и рынка труда.

Дальнейшее развитие социальной сферы, рост промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие приоритетных отраслей экономики в значительной степени зависят от того, насколько успешно будут решены проблемы кадрового обеспечения организаций региона.

Региональный институт кадровой политики Иркутской области при организационно-методической и финансовой поддержке Национального агентства развития квалификаций организовал обучение 140 педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, направленным на совершенствование и развитие профессионального образования для удовлетворения возрастающих требований работодателей к квалификации будущих работников – выпускников учреждений СПО.

6 управленческих команд профессиональных образовательных организаций Иркутской области прошли обучение по курсу «Бизнес-проектирование в управлении колледжем»:

  • ГБПОУ ИО «Ангарский политехнический техникум»;
  • ГАПОУ ИО «Ангарский индустриальный техникум»;
  • ГБПОУ ИО «Братский торгово-технологический техникум»;
  • ГАПОУ ИО «Ангарский техникум общественного питания и торговли»;
  • ГБПОУ ИО «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»;
  • ГБПОУ ИО «Иркутский энергетический колледж».

Качество профессионального образования – приоритет государственной политики большинства стран. С ним связывается конкурентоспособность на мировом рынке, уверенный экономический рост и социальное благополучие. Задача программы – сформировать представления о современных подходах к выбору стратегии развития образовательной организацией, рассмотреть их в контексте мировых тенденций, определить особенности управления изменениями, необходимыми профессиональным образовательным организациям для ответа на внешние вызовы и укрепления своих позиций на рынке образовательных услуг.

Преподаватели курса, в числе которых Факторович Алла Аркадьевна, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций и Аверина Надежда Викторовна,  продакт-менеджер образовательных проектов, эксперт-модератор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС, представили слушателям современные технологии эффективного управления, в первую очередь, проектного управления, в контексте реализации профессиональных образовательных программ как социальных и бизнес-проектов.

В результате программа обеспечила у участников управленческих команд формирование профессиональных компетенций по управлению моделированием и внедрением современной бизнес-модели колледжа.

Развитие в регионах института наставничества в организациях и на предприятиях приобретает все большую значимость в условиях кадрового дефицита.  Характеризуя современный рынок труда, эксперты все чаще говорят о «квалификационной яме»: компании вынуждены брать на работу людей, квалификация которых только отдаленно напоминает требуемую и инвестировать в их обучение. Справиться с этой проблемой помогает развитие системы наставничества. Но какой должна быть современная система наставничества? Как сделать ее эффективным инструментом управления знаниями и персоналом? Эти вопросы призван решить проект «Квалификация НАСТАВНИК», одним из ключевых элементов которого является обучение наставников на предприятиях по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогический минимум наставника». За 2018-2021 год в Иркутской области обучение по этой программе прошли свыше 200 наставников агропромышленного комплекса, сферы ЖКХ, индустрии гостеприимства, строительной отрасли. Опыт Иркутской области по организации обучения масштабируется и в соседних регионах. Так, в ноябре 2021 года 25 наставников с производства Республики Бурятия прошли обучение, в результате которого каждым слушателем были подготовлены методические материалы, обеспечивающие реализацию функций наставника (план (программу) знакомства практиканта с предприятием, корпоративной культурой, традициями и правилами поведения в данном подразделении и материалы, необходимые для его реализации; материалы для оценки готовности студента к выполнению трудовых функций (входного и промежуточного контроля); сценарный план занятия на производственной практике; описание сложной ситуации (проблемы в деятельности наставника), связанной с низкой мотивацией практиканта или слабой подготовленностью, нарушением дисциплины и т.д., анализ варианта(ов) выхода из нее и т.п., отчет о выполнении функций наставника, вкл. самоанализ). В перспективе в регионе планируется организовать проектно-аналитические сессии и семинары по развитию системы наставничества в организации (на основе заказа работодателей).

Технологическая стажировка педагогов сегодня является необходимым инструментом модернизации учебно-производственного процесса в профессиональных образовательных организациях.

С 2017 года Региональный институт кадровой политики (при поддержке АНО «Национальное агентство развития квалификаций») организовал обучение свыше 400 слушателей (преподавателей и мастеров производственного обучения) из профессиональных образовательных организаций Сибирского федерального округа. Обучение было организовано в форме стажировок по более чем 20 профессиям СПО.

Содержание программ построено на основе профессиональных стандартов и учитывает лучший отечественный и международный опыт по организации учебно-производственной работы в профессиональных образовательных организациях.

В октябре-ноябре 2021 года в стажировках приняли участие 35 слушателей из Забайкальского края и Иркутской области по 2 направлениям подготовки:

Стажировка по профессии «Программист»;

Стажировка по профессии «Пекарь» (открытие собственного дела).

Слушатели высоко оценили качество дополнительных профессиональных программ и организацию образовательного процесса, сформировали планы по актуализации рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, программ практики на основе изученных технологических процессов.

Сегодня много говорится о важности общих компетенций для профессиональной успешности и построения карьеры, развития человеческого капитала, множатся списки общих компетенций

Чтобы разобраться во всем этом многообразии Национальное агентство развития квалификаций инициировало проект «Компетенции XXI века».

Суть проекта – формирование рамки общих компетенций, востребованных в профессиональной деятельности, инструментария для оценки и развития общих компетенций.

Проект рамки был разработан с участием экспертов советов по профессиональным квалификациям, компаний, образовательных организаций. Для этого были проанализированы большие данные – требования работодателей к общим компетенциям (анализ более 6,5 млн. вакансий) и их предложений соискателями (анализ резюме), корпоративные модели общих компетенций, информация форсайт-исследований.

Первыми в стране поработать с новой рамкой общих компетенций удалось педагогическим и руководящим работникам колледжей и техникумов Иркутской области в ходе обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие и оценка общих компетенций обучающихся по программам СПО».

20 слушателей курса провели сопряжение общих компетенций ФГОС и новой рамки компетенций, сформировали планы развития общих компетенций обучающихся, разработали оценочные средства для их диагностики. Разработанные материалы слушатели курсов смогут использовать в профориентации школьников, в сопровождении карьерного развития студентов, развитии компетенций выпускников на разных этапах профессиональной деятельности, построении траекторий обучения и др.