Размер шрифта: Цвета:

Результаты реализации проекта «Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства»

9 декабря 2018

Интенсивные общественные и технологические преобразования актуализируют для современного человека ситуацию постоянной неопределенности будущего, переоценки целей, необходимость поиска личных смыслов своей деятельности в условиях многообразия, прикладывания личных усилий для постоянного самообразования и саморазвития. В связи с этим процесс индивидуализации образования становится определяющим, а технологии тьюторского сопровождения индивидуальных траекторий - крайне востребованными.

В конце прошлого года Межрегиональная тьюторская ассоциация (МТА) приступила к реализации проекта по внедрению в практику управления развитием образования инструмента проявления и согласования мнений разных позиционеров в решение проблем, связанных с индивидуализацией образования, этим инструментом стала «профессионально-общественная экспертиза».

В рамках проекта федеральными экспертами и представителями региональных отделений МТА были организованы социологические исследования проблем и ожиданий разных стейкхолдеров, связанных с процессом индивидуализации образования, разработаны и апробированы содержание и инструменты профессионально-общественной экспертизы в практиках тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, детей-сирот, талантливых школьников и студентов, в т.ч. в онлайн-обучении и семейном образовании, реализована программа подготовки разных позиционеров к организации и проведению экспертизы, участниками программы стали более 300 человек.

- Профессионально-общественная экспертиза как инструмент была выбрана неслучайно, - комментирует руководитель проекта, председатель правления МТА Елена Суханова, - она отвечает принципам открытости и гуманитарности коммуникаций, позволяет по итогам экспертного обсуждения выйти к этапу проектирования совместной деятельности для решения обсуждаемых проблем и имеет потенциал для формирования инновационных групп и сообществ, включенных в решение задач социально-экономического развития региона.

В Иркутском регионе было проведено несколько таких площадок. Исследования проводились в сферах семейного образования, в практиках тьюторского сопровождения детей-сирот и детей дошкольного возраста.

За год реализации тьюторы погрузились в контексты и содержание различных практик работы с детьми и студентами, познакомились с замечательными людьми из этих практик, беззаветно преданными своему делу и искренне заинтересованными в решении проблем индивидуализации образования. Включившись как посредники в экспертную коммуникацию по решению сложных социально-образовательных проблем, был получен опыт переговорщиков в защиту ребенка и его прав на индивидуализацию в столь эмоционально непростых жизненных историях, это повлияло на решение некоторых представителей тьюторского сообщества о переходе в практику работы с детьми, имеющими ограничения здоровья, или с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Проект завершен, но деятельность Тьюторской ассоциации по проработке новых направлений на федеральном уровне и в регионах по созданию многопозиционных коммуникативных площадок для совместной экспертной и проектной работы профессионалов, родителей, общественных деятелей, политиков и управленцев только начинается. Подобные площадки могут стать продуктивным инструментом в деятельности экспертно-консультационных центров при университетах, координационных и экспертных советов при администрациях, а также форматами работы общественных организаций.

Многопозиционные коммуникативные площадки Иркутской области были организованы при участии ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования».

Для справки. Проект Межрегиональной тьюторской ассоциации «Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства» был реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.