Цель программы: формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических работников в сфере психолого-педагогического сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Теоретический блок:
1.1. Правовая защита детей-сирот. Законодательство в области социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Международный опыт социализации детей-сирот. Экономическая и юридическая социализация.
1.2. Концептуальные основы адаптации и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Понятия социальной адаптации, социализации, интеграции. Теории адаптации. Условия социальной адаптации.
1.3. Особенности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастные особенности выпускников. Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Практикоориентированные занятия:
2.1. Дезадаптация и формы ее проявления. Агрессивность в подростковой среде. Разрешение конфликтных ситуаций в подростковой среде. Разрушающее поведение и зависимости. Делинквентное поведение. Поддержка обучающихся, находящихся в кризисном состоянии. Поддержка обучающихся с нарушениями эмоциональной сферы и волевыми нарушениями. Профилактика социального иждивенчества и формирование ответственности. Тьюторское сопровождение обучающихся.
2.2. Практика индивидуальной оценки психологических особенностей выпускника. Проведение первичного наблюдения. Оценка коммуникации и социального взаимодействия личности. Оценка познавательной сферы личности. Оформление заключения по результатам диагностики.
2.3. Построение коррекционно-развивающих программ, основанных на результатах индивидуальной оценки. Оценка сильных сторон личности. Постановка целей и задач деятельности. Определение способов достижения целей деятельности и оформление программы.
3. Самостоятельная работа слушателя
3.1. Подготовка интеллектуальных карт по темам курса.
3.2. Сравнительный анализ теорий адаптации.
3.3. Сопоставление возрастных особенностей личности и психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.4. Анализ кейсов (конкретных ситуаций).