Меню раздела
Новости пилотных площадок: МБОУ "Хохорская СОШ" Боханский район
Реализация модели агробизнес-образования
в МБОУ «Хохорская СОШ»
Опыт работы агробизнес-школы «ТYрэhэн дайда» («Родная земля»)
«Идти вперед легче, если идти вместе»
(Джон Ф.Кеннеди)
На современном этапе развития общества, агробизнес является одной из наиболее перспективных отраслей в России. Сельская школа является важным звеном в российской системе образования, а также центром притяжения всего сельского социума.
Наша школа находится в 131 км. от областного центра г. Иркутска. Расположилась она в Идинской долине, которая славится своими сельскохозяйственными традициями, именитыми выпускниками.
На основании распоряжения Министерства образования Иркутской области № 932-мр от 19 ноября 2015г. об утверждении пилотных площадок, в нашей школе открыта школьная опытно-экспериментальная площадка по апробации механизмов развития системы непрерывного агробизнес-образования. Педагогами школы, в лице Хореновой Г.А., директор школы, Дарханова Э.И., зам.дир.по ВР, Гомбоева И.Б., учитель начальных классов, Гергенов К.Р., учитель начальных классов, разработана модель агробизнес-школы «ТYрэhэн дайда» («Родная земля»).
С 2015 г. в МБОУ «Хохорская СОШ» активно реализуются мероприятия по агробизнес-направлению. В данном инновационном направлении задействованы обучающиеся в количестве 271чел., родители – 406чел., а также социальные партнеры – 7.
В содержании части формируемой участниками образовательных отношений в основном общем образовании включены факультативы:
№ |
Название факультатива, кружка, руководитель. |
Кол-во часов в нед |
Формируемые компетенции, практические навыки |
1 |
«Садоводство» 5 «б», 6 «б», 8 «а», 8 «б» классы; (Барлукова В.В., учитель химии). |
1 ч |
|
2 |
«Основы предпринимательства» 10 «а» класс (Хоренов А.М., учитель истории и обществознания) |
1ч |
Готовность к эффективной коммуникации, к использованию информационных ресурсов, ориентирование в основных бизнес-понятий, умение проектировать свою траекторию, самоорганизация деят-сти. |
3 |
«В мире биологии», 10-11 кл. (Барлукова А.Р., учитель биологии). |
1ч |
Иметь представление об анатомических, физиологических особенностях организма, понимать место человека в природе, взаимодействия между живыми организмами, экологические знания, законы наследования признаков, основы селекции, закономерности эволюции. Уметь: соблюдать правила гигиены, сохранять свое здоровье, работать с наглядным материалом, с техническими средствами обучения, с микроскопом. |
4 |
«Рукодельница» (Никифорова Л.М., учитель технологии) |
1ч |
Иметь представление о видах тканей, обладать элементарными навыками самоообслуживания, уметь использовать полученные навыки шитья в практической жизни. |
5 |
«Мастерица», 4 «к», 7 «к», 8 «к», 9 «к» классы, (Никифорова Л.М.) |
|
Иметь представление о видах пряжи, наборах петель; уметь вывязывать лицевую и изнаночную сторону, уметь использовать полученные навыки вязания в практической жизни. |
6 |
«Занимательная математика», 10-11 кл. (Кравцова М.А., учитель математики). |
1ч |
Умение анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы. Решать задачи на смекалку, на сообразительность. Решать логические задачи. Работать в коллективе и самостоятельно. Расширить свой математический кругозор. Пополнить свои математические знания. Научиться работать с дополнительной литературой. |
7 |
Робототехника, 6-11 кл. (Багдуев В.В. учитель математики и физики) |
1ч |
Умение программировать систему действий для применения в сельском хозяйстве, решать логические задачи, умение работать в команде. |
8 |
«Занимательная лингвистика», 5 кл (Хабалтуева Т.П., учитель русского языка и литературы) |
1ч |
Умение использовать речь и речевые оборы для построения правильной мысли, разбираться в элементарных лингвистических понятиях, обладать коммуникативными навыками. |
С 1-4 классы также в учебную и во внеурочную деятельность в образовательных программах вводится агротехническое направление:
- «Цветочная клумба» (Коняева Г.Г., Солохудинова С.К.) - 1ч. в неделю, 3 «б», 1 – 4 класс;
- «Экологическое творчество» - 1ч. в неделю, 2 «а», 2 «б», 3 «а», классы;
- «Маленькие хозяева» (Шоболова М.И., Шаргаева В.В.) - 1ч. в неделю, 1 «а» класс.
Ученики нашей школы, все чаще, возвращаются в родные края, для того, чтобы внести свой вклад в развитие и процветание Малой родины. За период с 2014 – 2018гг 12 выпускников школы вернулись в свое село. Также за данный период времени, 11 обучающихся, поступили в образовательные организации ВПО и СПО сельскохозяйственной направленности.
Одним из направлений системы непрерывного агробизнес-образования является организация деятельности обучающихся на учебно-опытном участке (руководитель Баранникова А.Е., учитель начальных классов и технологии). Из года в год на пришкольном участке работники школы, обучающиеся собирают богатый урожай. В период реализации агробизнес-модели, валовый сбор сельскохозяйственной продукции составил:
№ |
Наименование с/х продукции |
Количество, кг |
1 |
Картофель |
1500кг. |
2 |
Морковь |
195 кг. |
3 |
Свёкла |
730кг. |
4 |
Капуста |
1200кг. |
5 |
Кабачки |
120кг. |
Реализация сельскохозяйственной продукции населению составила 575кг. Для организации горячего питания школьников было использовано:
Картофель – 1500кг. (100%);
Морковь – 195кг. (100%);
Свёкла – 730кг (100%);
Капуста – 625кг. (52%);
Кабачки – 120кг.(100%).
Реализация агробизнес-образования в школе через урочную и внеурочную деятельность нашла отражение в программе развития школы, в основной образовательной программе, наличие перспективного планирования реализации агробизнес-образования, в программе внеурочной деятельности, программах кружков, факультативов, а также в различных мероприятиях, проектной и опытно-экспериментальной деятельности. Имеется локальная нормативно-правовая документация:
№ |
Наименование |
1 |
Приказы (областного, муниципального, школьного уровней) по организации работы над проектом:
«Агробизнес-школа «Турэhэн дайда»; |
2 |
Положения по разработке и реализации модели агробизнес-школы:
|
3 |
Положение о стимулировании педагогов, реализующих агробизнес-образование |
4 |
Приказ о внесении дополнений в должностные инструкции участников агробизнес-образования |
5 |
Положение о практике (учебная, социальная, трудовая, летняя и т.д.) |
6 |
Пакет документов по организации практики |
7 |
Положение об организации профессиональных проб (дневник, договоры с организациями, план проведения проф. Проб и т.д.) |
8 |
Пакет документов по организации профессиональных проб (дневник, договоры с организациями, план проведения проф. Проб и т.д.) |
9 |
Документы, регулирующие отношения с другими учреждениями и организациями. Перечислите организации, с которыми заключены договоры по реализации модели агробизнес-школы |
10 |
Положение о системе оценивания достижений обучающихся по агробизнес-образованию |
11 |
Перспективный план реализации агробизнес-образования, дорожная карта на 3 го |
Материальная база школы, используемая для реализации агробизнес-образования:
Таблица №1 «Оснащенность компьютерной техникой»
№ |
Кол-во ПК в ОУ/используемые в учебных целях |
Кол-во проекторов |
Кол-во принтеров |
Кол-во ноутбуков |
Кол-во интерактивных досок |
Видеокамера |
Сервер |
1 |
30/23 |
10/10 |
11/11 |
8/8 |
3/3 |
1/1 |
1/ |
Таблица №2 «Оснащенность садовым инвентарем»
№ |
Кол-во теплиц |
Кол-во ведер |
Кол-во леек |
Кол-во тяпок |
Кол-во бочек |
Кол-во лопат |
1 |
1 |
10 |
11 |
8 |
1 |
10 |
При реализации модели агробизнес-образования наша школа столкнулась с рядом проблем: недостаточное обеспечение учебно-методическими пособиями по агробизнес-образованию, недостаточно развитая материально-техническая база, нехваткой садового инвентаря, а также отсутствие малогабаритной сельскохозяйственной техники.
Практические результаты реализации инновационной модели отразились в открытии 2016 году школьного сада «Идинка» (с 2016г – руководитель Барлукова В.В. учитель химии, с 2018г. – Багдуева М.К., старший вожатый). В саду на данный период времени посажены: смородина (45шт), вишня (10шт), малина (15шт), жимолость(9шт), крыжовник (9шт), облепиха (9шт).
В этом же году выпускники школы совместно с педагогами высадили на фасаде образовательного учреждения декоративную смородину, которая на данное время хорошо прижилась, и уже имеются плоды.
В 2018 году, 29 марта была организована и проведена межрегиональной научно-практической конференции на базе МБОУ «Хохорская СОШ» «Социализация сельских школьников в условиях реализации инновационного проекта непрерывного агробизнес образования».
В этом же году, на базе нашей школы был проведен межрайонный научно-методический семинар руководителей
образовательных организаций Боханского и Нукутского районов
«Тенденции и перспективы инновационного развития сельской школы», где педагоги школ обменялись опытом работы по агробизнес-образованию.
Участие педагогов в мероприятиях агробизнес-направленности является неотъемлемой частью реализации проекта:
- Областной конкурс «Начинающий фермер», «Выращивание плодово-ягодных культур» учитель химии Барлукова В.В. (2017-2018уч.гг);
- Участие в областном конкурсе «Студент и творчество», Бизнес-план проект «Создание, расширение, модернизация производственной базы, увеличение объемов производимой и реализуемой ягодной продукции на 2017-2020 годы» учитель химии Барлукова В.В. (2017-2018уч.гг);
- Областная НПК «По итогам года экологии», 3 место, «Сохраним прошлое и будущее Байкала» учитель биологии Барлукова А.Р. (2017-2018уч.гг);
- Участие во всероссийской НПК «Земля – наш общий дом», учитель биологии Барлукова А.Р. Результат - публикация в сборнике (2017-2018уч.гг)
Обучающиеся МБОУ «Хохорская СОШ» также активно участвуют в реализации программ агробизнес-направленности.
В 2015году ученики со своими бизнес-проектами приняли участие в Областном конкурсе «Начинающий фермер»:
- «Бизнес – план агротуристического агентства «Идинская долина» (автор Сирина Анастасия ученица 5 класса, руководитель Гергенов Константин Родионович, учитель начальных классов, результат – 3 место.
- «Бизнес-план по созданию, расширению, модернизации производственной базы, увеличению объемов производимой и реализуемой сельхозпродукции КФХ Баранниковой И.М. на 2016-2019 годы (мясное направление)» (автор Баранникова Ирина ученица 11 класса, руководитель Барлукова Вера Васильевна, учитель химии, результат – 1 место.
Также обучающиеся приняли участие в региональной НПК «Молодежь: шаги в науку», «Оценка загрязненности пищевых продуктов спорами грибов» (автор Сахабутдинова Татьяна Хамитовна, ученица 10 класса, руководитель Барлукова Анна Руслановна, учитель биологии.
В 2017году ученица 4 класса Багдуева Валерия участвовала в XVI районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» в секции «Наша планета Земля» и заняла 2 место. Учащиеся начальных классов реализуют коллективные проекты: «Выращивание зеленого лука на подоконнике» (руководитель Мархаева Л.А.), «Моя первая цветочная клумба» (руководитель Коняева Г.Г.), «Мини-проект двора» (руководитель Шоболова М.И).
В декабре 2018г. ученики школы представили свои работы в Открытой окружной научно-практической конференции агротехнологической направленности «Будущий хозяин земли», п. Усть-Орда. Кудрина Алисия заняла 3 место, Бардухинова Алина, получила диплом за актуальность, Мадаева Мария, участие. В этом же году ученицы 9 «а» класса Хурхутова Ксения и Бардухинова Алина, приняли участие в Областной НПК «Дорогой Ежевского» с бизнес-проектом «Выгодно ли держать личное подсобное хозяйство» на базе ФГБОУ ВПО «ИрГАУ имени А.А. Ежевского» (Руководитель Кравцова М.А. учитель математики). А также 9 учеников 9-11 классов в сопровождении педагога-психолога Инкеевой А.А. выезжали на XI Зимнюю сессию лидеров студенческого самоуправления профессиональных организаций Иркутской области в г. Байкальск.
Реализация модели агробизнес-образования идет в тесном взаимодействии с образовательными организациями: ОГБОУ СПО «БПК имени Доржи Банзарова», ГБПОУ "Боханский аграрный техникум", ФГБОУ ВПО «ИрГАУ имени А.А. Ежевского», НОУ СПО «Байкальский техникум права и предпринимательства», ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» - Байкальский центр экономического образования предпринимательства БГУ, ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» Ресурсный методический центр агробизнес-образования, общеобразовательные организации области. Ежегодно ученики выпускных классов выезжают на День открытых дверей, а также участвуют в Профессиональных пробах, проводятся консультации по профессиональному самоопределению. Совместно с преподавателями ФГБОУ ВПО «ИрГАУ имени А.А. Ежевского» в нашей школе был разработан план и обустройство плодово-ягодного питомника «Идинка». В 2018 г на базе нашей школы была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Социализация сельских школьников в условиях реализации инновационного проекта непрерывного Агробизнес-образования». В этом же году проведен межрайонный научно-методический семинар руководителей образовательных организаций Боханского и Нукутского районов
«Тенденции и перспективы инновационного развития сельской школы». Также, НОУ СПО «Байкальский техникум права и предпринимательства» организует курсы по повышению квалификации, и предлагаются разработанные методические пособия по организации агробизнес-образования в школе.
Взаимодействие с сельхозпредприятиями малого и среднего звена: И/П «Коняева В.Е.», КФХ «Наерханов К.Т.», ООО «имени П.С. Балтахинова», ИП КФХ «Имехеев И.Г.», ежегодно организуются профессиональные пробы, агроэкскурсии на предприятия, где наши ученики знакомятся с историей сельского хозяйства, а также приобретают практические представления по агробизнесу. Сельхозпроизводители оказывают постоянную спонсорскую помощь (материальную, финансовую).
Также учащиеся школы участвуют в Ежегодных районных весенних и осенних сельскохозяйственных ярмарках в п. Бохан, где реализуют свою продукцию: мясо кролика, сливочное масло, сметану, куриц, куриные яйца, варенье, творог, рассаду, поделки из дерева, вязаные изделия и многое другое. Дети учатся практическим навыкам торговли, развивают коммуникативные умения. Деньги, вырученные от реализации продукции, идут на нужды классов.
На сегодняшний день, агробизнес – образование является наиболее перспективным и рентабельным направлением. Реализуя данную модель непрерывного агрообразования, мы не только формируем конкурентноспособную и ответственную личность сельского ученика, но и сами профессионально развиваемся, тем самым способствуем устойчивому развитию сельских территорий Иркутской области.