Меню раздела
Новости пилотных площадок: МОУ "Невонская СОШ №2" Усть-Илимский район
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ АГРОШКОЛЫ «ИСТОКИ»
МОУ «Невонская СОШ № 2»
Усть-Илимского района.
Становление России как передовой цивилизованной европейской страны невозможно без развитого аграрного сектора, что немыслимо без возрождения и инновационного преобразования российской деревни. Именно российская деревня является колыбелью русской цивилизации, ее основой, хранительницей русского национального типа характера.
Сельская школа – самое массовое общеобразовательное учреждение страны, активно влияющее на социальную ситуацию на селе и сохранение жизнеспособности сельских территорий. Осуществляя бизнес-образование сельских детей и реализацию агробизнес-проектов в их личных хозяйствах совместно с родителями, на пришкольном участке школа имеет возможность формировать и пропагандировать на селе культуру нового инновационного ведения сельского хозяйства.
Миссия агрошколы «Истоки» - воспитание ученика, способного к добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе.
МОУ «Невонская СОШ №2» основана в 1989 году, является муниципальным образовательным учреждением МО «Усть-Илимский район» Иркутской области. Школа находится в селе Невон, расположенном в 5 км от районного центра. Численность населения в посёлке в настоящий момент составляет 3100 человек. В селе имеются пожарный пост, пилорама, база Иркутского филиала дорожной службы, база Илимского лесхоза, база Усть-Илимского лесхоза, база ООО «Илимстоун», две средних школы, амбулатория, детский сад, дом культуры, спортивный комплекс.
Проект модели агробизнес - образования мы назвали «Истоки», так как надеемся, что благодаря нам начнётся возрождения сельского хозяйства в селе Невон, возрождение любви к земле, на которой родился и вырос.
С самого первого дня руководители проекта старались привлечь к реализации модели агрошколы как можно больше участников: педагогов, обслуживающий персонал школы, обучающихся, дошкольников, воспитателей детского сада, родителей обучающихся, социальных партнёров. Как показал анализ, динамика за 4 года положительная.
Категория |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
Обучающиеся |
140уч-ся. |
154 уч., , 102 дошкольника Всего 256ч. |
147 уч-ся. 105 дошкольников |
145 уч-ся 104 дошкольника |
Педагоги |
19ч. |
33 ч. |
35ч. |
36 ч. |
Другие |
2ч |
16 ч. |
19 ч. |
23ч. |
ВСЕГО: |
161 ч. |
305ч. |
306ч. |
308 ч. |
В первый год реализации модели агрошколы были налажены партнёрские отношения с агропроизводителями, находящимися на территории Усть-Илимского района, с ними заключены договоры о сотрудничестве.
• Крестьянское фермерское хозяйство «Эрметов» - руководитель Эрметов К.Ж.
• КФХ «Коровина Т.Б.» руководитель Коровина Т.Б. ;
• ОО «Живая наживка» - директор Смоленский А.В.;
• ЗАО «Агрофирма «Ангара» - директор Сидоренко А.В..
Руководители агропредприятий оказывают агрошколе помощь удобрениями, землей, семенами, соляркой для тракторов, участвуют в проведении школы предпринимателя. Работники КФХ проводят для нас экскурсии, оказывают консультативную помощь по выращиванию овощей, уходу за животными. Мы делимся с ними техникой (в школе имеются два трактора, 2 культиватора, 2 плуга), рекламируем продукцию предприятий, оказываем помощь в уходе за животными и т.д..
С целью расширения знаний о животноводстве и других отраслях сельского хозяйства, заключаем соглашения с хозяевами частных подворий. Проводим экскурсии на пасеки, кролиководческие хозяйства, конный двор. Хозяева подворий рассказывают о том, как создать такое хозяйство, об особенностях разведения животных и ухода за ними.
Более обширные знания о животноводстве и практические навыки по уходу за животными обучающиеся школы получают в КФК Коровиной Т.Б.
В целях профориентации обучающихся на профессии, необходимые для села, мы заключили договора о сотрудничестве с разноуровневыми образовательными организациями, находящимися в г. Усть-Илимске и в г. Иркутске:
• Техникум отраслевых технологий г. Усть-Илимска- директор Лучко Т.Т.;
• Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг» - директор Туранчиева Т.А ;
• МДОУ «Журавушка» заведующая Ступина Л.А. ;
• РЦДОД Усть-Илимского района – директор Шпагина А.М.
• Иркутский аграрный техникум- директор Михалёв С.В.
Преподаватели образовательных организаций участвуют в днях профориентации на базе школы, проводят профессиональные пробы, оказывают помощь при обучении детей профессии тракториста.
Обучающиеся школы участвуют в неделях профориентации на базе техникумов.
В школе разработана и реализуется программа профессиональной ориентации с 1 по 11 классы. Дети пробуют себя в сельскохозяйственных работах в условиях агрошколы:
• Выращивание, пикирование и уход за рассадой цветов, овощей;
• Высадка рассады в школьную теплицу и на огород.
• Прополка и поливка овощей, цветов и картофеля.
• Высадка плодово-ягодных растений и уход за ними.
В учреждении создан кабинет профориентации, в котором представлены сведения о профессиях, востребованных государством, создана электронная база по выбору профессий.
Реализация модели агрошколы была не так эффективна без организации сетевого взаимодействия и сотрудничества с другими учреждениями села Невон и г. Усть-Илимска:
- МКУ Сельский Дом культуры Невонского МО;
- МБОУ ДОД РДШИ МО «Усть-Илимский район»;
- МОУ ДОД "РЦДОД";
- Муниципальное учреждение «Районный спортивно-оздоровительный центр «Молодежный»;
- Отдел образования администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»;
- Муниципальное учреждение «Межпоселенческий центр культуры»;
- Центр занятости населения города Усть-Илимска.
Работа проводится по духовно-нравственному, патриотическому, трудовому и эстетическому направлениям, которые способствуют воспитанию в детях любви к родному краю, бережному отношению к наследию прошлого. Совместно проводятся такие мероприятия как «Юбилей села Невон», «День Победы». «День пожилого человека», «День матери», Выпускной вечер, субботники по озеленению и уборке села и др..
В школе создан богатый краеведческий музей, который в течение 25 лет решает задачи патриотического воспитания детей. В нём три постоянно действующих экспозиции: «Невонцы в годы Великой Отечественной войны», «История школы», «Быт и уклад жителей Среднего Приангарья». Детское объединение «Юный краевед» через поисковую работу пополняет музей экспонатами, проводят экскурсии для жителей села Невон и г. Усть-Илимска. Наш музей – лауреат всероссийских и региональных конкурсов школьных музеев.
Необходимые изменения, решающие задачи агрошколы, были внесены в образовательную программу школы, в учебный план. В рамках модели агрошколы мы реализуем:
- общеобразовательный компонент,
- компонент дополнительного образования,
- научно-исследовательский компонент,
- агротехнологический компонент.
В течение четырёх лет успешно реализуются проекты «Школьный двор», «Школьный огород», «Огород на подоконнике», «Зёленая школа», «Краеведческий музей»
Ведутся факультативные курсы:
«Химия и сельское хозяйство» -9 класс;
«Экология сельскохозяйственного производства» – 9 класс;
«Основы агрохимии» -11 класс;
«Биотехнологии в сельском хозяйстве» 10-11 класс;
Введены блоки-модули сельскохозяйственной направленности в предметы учебного плана НОО и ООО.
Обучающиеся 10-11 классов получают профессию тракториста категории «В» «С». Старшеклассники сами обрабатывают землю на пришкольном участке, оказывают помощь жителям посёлка по вспашке земли и уборке снега, получая практические навыки вождения.
С учетом возрастных особенностей детей выстроена система непрерывного агробизнес-образования через районный центр дополнительного образования Усть-Илимского района. Все обучающихся с 1 по 11 классы осваивают курсы агротехнологической направленности:
1-4 класс «Флористика»
5-6 класс «Ландшафтный дизайн»
7 класс «Основы цветоводства»
8 класс «Основы овощеводства», «Введение в агроспециальность»
9 класс «Основы агрономии»
9-11 класс « Основы экономики и предпринимательства»
10-11 класс «Основы животноводства».
Программа «Ландшафтный дизайн» для 5-6 классов участвовала в конкурсе методических разработок агробизнес-образования и внесена в банк методической продукции ресурсно-методического центра АБО.
Теоретические знания, полученные на занятиях растениеводства, обучающиеся применяют на практических занятиях по выращиванию рассады цветов, помидоров, огурцов, капусты и других культур.
Навыки по уходу за растениями наши ребята получают при уходе за овощами в теплице и на школьном огороде
Совместно с родителями и обучающимися мы разбили школьный сад на 50 саженцев плодово-ягодных кустарников.
Проект школьный двор – это особенное направление в нашей работе. Ведь как говорится, театр начинается с вешалки. Разбито 16 клумб. Высаживается и выращивается около 20 сортов цветов. Посажены аллеи клёнов, акации, черёмухи.
Очень важным проектом является «Огород на подоконнике». В течение всего года педагоги вместе с ребятами выращивают с целью проведения исследовательской и опытнической работы разнообразные растения на подоконнике: яблони, лимоны, огурцы, клубнику, календулу, настурцию, подсолнухи и другие растения.
Темы для исследования самые разные:
Начальная школа 1-4 класс – исследовательская работа
1. Технология выращивания сельскохозяйственных культур для личных целей и продовольственного рынка.
2. Исследование статистических данных по Иркутской области краю по растениеводству.
3. Исследование потребления и экономии воды на пришкольном участке.
4. Изучение дикорастущих и культурных растений нашего края.
5. Изучение влияния состава почвы на плодородие и рост сельскохозяйственных растений.
Внеклассная деятельность:
Проведение внеклассных мероприятий:
«Неделя сельскохозяйственного труда», выставки «Дары осени», «Карета для Золушки», конкурсы рисунков, экскурсии на сельскохозяйственные предприятия, встречи с работниками АПК и другие. У обучающихся начальной школы формируется представление о специфике сельскохозяйственного труда, познавательный интерес к экономике и сельскому хозяйству, уважительное отношение к работникам сферы АПК, к сельскому труду.
Основная школа 5-9 классы- исследовательская работа:
1.Экологические основы устойчивости растений.
2.Выращивание овощей с использованием культуры тканей.
3.Влияние среды на урожайность сельскохозяйственных культур.
4.Экологические проблемы растениеводства и пути их решения.
5.Воздействие агробизнес-технологий на окружающую среду.
6.Микробиологические методы борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур.
7. Эколого-токсикологическое обследование почв.
8. Влияние минеральных удобрений на урожайность овощных культур.
9.Выявление условий для выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Внеклассная деятельность: Проведение внеклассных мероприятий: «Неделя сельскохозяйственного труда», выставки «Осенняя фантазия», «Дары осени», конкурсы рисунков и рекламы сельскохозяйственной продукции, экскурсии на сельскохозяйственные предприятия, встречи с работниками АПК и другие.
Ежегодно дети 5-6 классов защищают проекты по ландшафтному дизайну. Часть их идей мы используем в дизайне школьного двора.
По курсу «Основы предпринимательства», обучающиеся 10-11 классов обязательно разрабатывают бизнес – планы, защищают их на школьной и районных научно-практических конференциях.
Разработаны бизнес - планы для практической реализации в школе: «Пришкольный участок» « Овощехранилище», «Как улучшить почву пришкольного участка».
После освоения образовательных программ основного общего образования, среднего общего образования, дополнительного образования выпускники получают наряду с аттестатами свидетельство об освоении дополнительной общеразвивающей программы «Агробизнес-образование», выпускники 11 класса получают свидетельство «Тракториста категории «В» «С».
В школе утверждено положение о социальной практике обучающихся. В течение лета ребята 4-11 классов работают на школьном огороде. Обучающиеся 10-11 классов работают в экологическом отряде, который занимается очисткой села.
На пришкольном участке мы выращиваем картофель, капусту, свёклу, морковь, кабачки, огурцы. Помидоры, перцы, зелень. Картофель – 300 кг, морковь – 100 кг, свёкла – 80 кг, кабачки – 150 кг, перец – 40-50 кг, огурцы –100 кг, помидоры – 120 кг. Овощи и рассаду реализуем населению. Часть выращенного урожаю мы отдаём семейному детскому дому г. Усть-Илимска.
Причины, по которым мы не используем овощи в школьной столовой следующие:
- В школьной столовой без сертификатов соответствия использовать овощи нельзя, а чтобы получить сертификат, хотя бы на 4 вида овощей необходима крупная сумма денег.
- В школе нет овощехранилища.
Вырученные от продажи рассады и овощей деньги мы направляем на развитие пришкольного участка, облагораживание школьного двора. Покупаем запчасти для тракторов, орудия труда.
Материально-техническое обеспечение агрошколы считаем недостаточным. Несмотря на то, что мы ежегодно подаём заявки в министерство сельского хозяйства Иркутской области, в Администрацию Усть-Илимского района, агрошкола до сих пор не обеспечена современной малой сельскохозяйственной техникой, без которой невозможно сделать работу на пришкольном участке привлекательной для детей. У ребят с детства появляется нелюбовь к тяжелому сельскохозяйственному труду. Нет в агрошколе современного лабораторного оборудования для исследования почвы, воды, нитратов.
В нашем селе остаются 80-85 % выпускников 9,11 классов, и почти все они выбирают профессии лесопромышленной или энергетической направленности, востребованные в Усть-Илимском районе и позволяющие поучать высокую заработную плату. По окончании техникума обучающиеся обеспечиваются рабочими местами на лесопромышленном заводе или в группе «Илим». Но для нас считается успехом даже то, что два выпускника нашей школы за последние 3 года получают образование в Иркутском государственном сельскохозяйственном институте.
Анкетирование обучающихся показало следующие мотивы нежелания получать сельскохозяйственные профессии:
- Негде будет работать, в районе слабо развито сельское хозяйство.
- Характер работы – сезонный, очень напряженный в период с весны и до начала зимы, много немеханизированной работы.
- Основная часть рабочего времени под открытым небом, труд очень тяжёлый.
- Результаты труда сильно зависят от природно-климатических условий, заработная плата будет недостаточно высокая.
- Специалист должен обладать разносторонними знаниями.
Тем не менее, мы не опускаем руки и делаем всё возможное, чтобы эффективно реализовать модель агрошколы.
Агрошкола «Истоки» принимала участие в «Агронеделе – 2018», за что награждена Дипломом Сибэкспоцентра .
За успехи в реализации модели агрошколы нам вручена благодарность министерства сельского хозяйства Иркутской области в октябре 2018 года.
За представление опыта реализации модели агрошколы «Истоки» на Байкальском международном салоне образования в ноябре 2019 г. школа награждена Благодарностью Министра образования Иркутской области Перегудовой В.В.
В марте 2019 года на базе нашей школы проведен областной семинар «От реализации модели агробизнес-образования к модели собственной жизни», за что нам выражена Благодарность заместителя министра образования Иркутской области М.А. Парфёнова.
Перспективы развития агрошколы мы видим в следующем:
- использование современных информационных технологий при получении агробизнес-образования;
- оснащение агрошколы современной компьютерной техникой и технологическим оборудованием, малой сельскохозяйственной техникой;
- повышение роли трудового воспитания и обучение через организацию уроков технологии на современном уровне;
- создание при школе структурного подразделения аграрного профиля;
- выявление одаренных обучающихся в агробизнес – образовании и организацию работы с ними через различные формы и методы не только в рамках школы, но и района.
Для этого имеются определённые возможности:
1. С 1 сентября 2019 на базе школы начинает работу региональный инновационный проект "Современная школа" в форме Центра образования гуманитарного и цифрового профилей "Точка роста";
2. Использование возможностей Центра образования «Точка роста» сможет вывести работу агрошколы на новый уровень:
- Во-первых, современное цифровое оборудование, медиа - зона позволят эффективнее осуществлять проектную и научно-исследовательскую деятельность обучающихся по агробизнес-образованию;
- Во-вторых, Центр образования позволит разнообразить внеурочную деятельность обучающихся агрошколы;
- В-третьих, обучающиеся агрошколы, смогут получать агробизнес-образование в дистанционной форме по тем вопросам, которые на более высоком уровне смогут осветить преподаватели высших и средних профессиональных учреждений Иркутской области;
- В- четвёртых, изменится содержательная сторона предметной области «Технология», в которую будут введены новые образовательные компетенции: 3D-моделирование, прототипирование, компьютерное черчение, технологии цифрового пространства – при сохранении объема технологических дисциплин.
3. В ближайшем будущем мы хотели бы создать при школе структурное подразделение аграрно-оздоровительного профиля. Анализ имеющихся условий, интересов обучающихся школы и запросов социума позволил нам начать работу по разработке социального проекта «Конный клуб» совместно с руководителем КФХ Коровиной Т.Б. . Коровина Т.Б. является ещё и руководителем семейного детского дома. Большая часть её воспитанников имеет серьезные нарушения здоровья. Целью нашего совместного социального проекта является воспитание патриотизма, популяризация верховой езды, как элемента здорового образа жизни в Усть-Илимском районе. Самой главной и значимой услугой будет, конечно, иппотерапия. Иппотерация — это лечебная верховая езда, которая используется при ДЦП, травмах головы, мышечной дистрофии, полиомиелите, повреждениях спинного мозга, инсультах, артритах, аутизме, умственной отсталости и т.д. Не секрет, что с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, и наш район –не исключение. Еще одним видом услуг будет являться прокат лошадей — организация конных прогулок за пределами клуба. Данный социальный проект будет не только решать вопросы оздоровления населения посёлка и г. Усть-Илимска, но и даст возможность обучающимся школы получить практический опыт по уходу за животными, опыт по организации фермерского хозяйства.
Возможности для реализации данного проекта имеются:
- Есть необходимы площади в КФХ Коровиной для постройки помещений;
- В селе много лошадей (около 30) , которые нигде не используются, кроме выпаса коров. Большинство хозяева их держат для удовольствия. При участии спонсоров в приобретении лошадей проблем не будет;
- Имеются кадры с профессиями сельскохозяйственного профиля (бывшие работники совхоза «Невонский»);
- Имеются площади для выпаса лошадей.
-Имеются места для конных прогулок.
3. Одной из идей агрошколы является создание профильной смены «Агробизнес-Академия» на базе летнего оздоровительного лагеря нашей школы, в которой могут принять участие дети других школ района. Условия для проживания обучающихся мы сможем обеспечить, поселив юных аграриев в находящемся рядом со школой спортивно-оздоровительном комплексе. Учащимся будет предоставлена возможность совместно с научными наставниками проводить научные исследования, разрабатывать инновационные бизнес-проекты, затем, доработав детали проектов в течение учебного года, участвовать в конкурсах, олимпиадах регионального уровня. К работе в профильной смене могут быть привлечены квалифицированные кадры из школ, техникумов района.
Эффективной работе профильной смены «Агробизнес-академия» будет способствовать и инновационный образовательный проект «Точка роста», оснащённый по последнему слову науки техники. Таким образом, Проект «Точка роста», оборудованный на базе нашей школы для 5-ти рядом находящихся школ, сможет выполнить своё прямое назначение с учетом специфики сельского образования.
Директор Подлопушная Г.В.