Меню раздела
Новости пилотных площадок: МОУ ИРМО "Уриковская СОШ" Иркутский район
"Школа - Хозяйство"
Реализация модели непрерывного агробизнес-образования муниципального общеобразовательного учреждения «Уриковская средняя общеобразовательная школа»
Урик — одно из старейших сел южного Приангарья, перешагнувшее рубеж своего 345-летнего существования. Оно возникло вскоре после основания Иркутского острога как поселение пашенных крестьян. Первое упоминание о нем относится к 1673 г., когда здесь, «за рекою Кудой и пониже реки Урика».были отведены земли «новоприсыльным» людям. В челобитной крестьян, просивших выделить им земли, приводится дата, которую можно считать временем основания селения: «...В нынешнем (1673) оду присланы мы в Иркутский острог в десятинную пашню». Время шло, менялись столетия, эпохи, но неизменной несмотря ни на что оставалась любовь Сибиряков – Уриковчан к земле, к своей малой родине.
Сибирская земля, несмотря на свою суровость, щедро благодарила своими дарами человека труженика, позволяя достойно жить, а не выживать. Урик не смотря на развал сельского хозяйства и сейчас остается крепким Сибирским селом со своими сельскохозяйственными устоями.
2015 год стал рубежным для школы села Урик- по распоряжению Министерства образования от второго апреля 2015 года школа вошла в десятку лауреатов моделей агробизнес – школ.
Коллектив школы, совместно с обучающимися и родителями разработали модель инновационной общеобразовательной сельской школы нового типа, сочетающей сильный учебный процесс, эффективное трудовое обучение и воспитание, производственную культуру.
Модель включаем в себя все ресурсы Уриковского муниципального образования и направлена на развитие навыков и знаний у сельских школьников в области растениеводства и семеноводства, животноводства, а также развитие универсальных базовых знаний по освоению трактора и сельхозтехники, основам предпринимательства, столярное дело, экологии и краеведения.
Взращивать современного выпускника без взаимодействия с социальными партнерами не эффективно, да и не возможно. Мы гордимся и очень благодарны своим социальными партнерами непосредственно участвующими в реализации модели «Школа – Хозяйство» это:
- Дошкольное образовательное учреждение «Уриковский детский сад комбинированного вида». Специалисты ДОУ создали эффективную управленческую модель эффективной реализации проекта агробизнес-образования детей старшего дошкольного возраста «Мы растём, чтобы растить» и конечно же в школу поступают дети подготовленные к освоению следующего этапа уже школьного развития.
- Наши соратники агробизнес - школы Иркутского района
- Администрация Уриковского муниципального образования
- "Региональный институт кадровой политики".
- Государственный Аграрный Университет имени А.А. Ежевского
- «Иркутский аграрный техникум»
- Администрация Иркутского районного муниципального образования.
- Администрация Иркутского района.
- Огромную практическую роль в становлении Хозяина земли, человека труженика играют наши сельхозпроизводители, встретившие нас с распростертыми объятьями. Ведь только они могут показать современному школьнику как достойно и экономически выгодно заниматься сельским хозяйством в непростых Сибирских условиях. Только они расскажут о красоте и важности сельскохозяйственного труда.
Модель агробизнес – школы «Школа-хозяйство» как профильной школы для сельской местности разработана нами как одна из перспективных, с учетом соответствия задач школы приоритетным направлениям социально-экономического развития Иркутского района, позволяющих ориентировать выпускника на подготовку к трудовой деятельности (в освоении универсальных базовых знаний, в овощеводстве, цветоводстве, в животноводстве).
Мы видим, что Выпускник сельской школы – это биологически, экологически, экономически грамотный землепользователь как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.
Весь учебный процесс пронизан знаниями необходимыми жителю села:
- на уровне начального общего образования происходит развитие общих и творческих способностей детей на основе выявления их интересов и наклонностей через введения интегрированных предметов, факультативных занятий, досуговых форм творческой деятельности, внеурочной деятельности
- на уровне основного общего образования на основе интересов, склонностей и самопознания личности проводятся элективные курсы по основам агрономии (агрохимии, агробиологии).
- для выпускников школы - дифференциация обучения учащихся на основе углубленной экономической компетентности и профессиональной подготовки, индивидуальной работы, участие старшеклассников в научно-познавательных объединениях
Не остались в стороне и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Для особенных детей третий год на призкольном участке среди опытнических делян нашла свое гармоничое место “Лаборатория Колосок”. Ребята с органиченными возможносями здоровья с удовольствием выращивают селскохозяйственые культуры собирают урожай и участвуют в традиционном празднике урожай.
Агро бизнес школа работает по учебному плану, разработанному на основе базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений с учетом структуры школы (с дополнительным изучением предметов агротехнологического цикла) и ориентирован на индивидуально - ориентированное обучение и воспитание как средство развития школы и саморазвития личности обучающихся в условиях агротехнологической школы, что позволяет учитывать и сочетать потребности общества и максимальное развитие возможностей каждого ученика.
В рамках модернизации технологического образования считаем необходимым особое внимание уделять предмету технология.
Предмет «Технология» - интегративный предмет, синтезирующий полученные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающий их использование в работе промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Изучение предмета «Технология» позволяет молодежи приобрести обще трудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие учащихся и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям.
Главной целью учебного предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Теория и практика рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.
Предмет «Технология» позволяет синтезировать познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, учащиеся могут на более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой, с материальным миром, с сельскохозяйственным трудом.
Весь учебно – воспитательный процесс на уроках технологии направлен на формирование всесторонне и гармонично развитой личности учащихся, а трудовая подготовка – необходимая составная часть процесса.
При формировании компонента образовательной организации учитывались возможности педагогического коллектива, материальные условия школы и социальные запросы обучающихся и их родителей.
Обучающимся предлагаются курсы, которые определены в соответствии с проведенными тестированиями по определению интересов и запросов обучающихся, их родителей и помогающие развить агро и бизнес компетенции - в предметной области «Естествознание» введены курсы по выбору «Удивительный мир растений» и «Растения вокруг нас» (6-е классы), «Цветочный калейдоскоп» и «Цветочные фантазии» (7-е классы), «Зеленое строительство» и «Ландшафтный дизайн» (8-е классы).а также «Человек и профессия» (9-е классы).
Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:
- культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
- графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
- культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
- информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
- предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
- культура человеческих отношений - знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми, как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
- экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
- культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
- потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
- проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.
- агрокультура
Главная цель учебного предмета «Технология»:
- формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
- приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориентированной и исследовательской деятельности;
- подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Если посмотреть разделы, которые необходимо освоить учащимся 5-9 классов, то мы увидим что реализация бизнес - проектов позволяет реализовать все разделы.
- Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
- Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
- Раздел «Электротехника»
- Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
В рамках реализации модели агробизнес-образования "Школа хозяйство" мы хотим показать как через проектную деятельность на уроках технологии можно в одном проекте раскрыть и развить компетенции обучающегося как в предметной, так и надпредметной областях.
Мы знаем, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность и нравственную направленность, обогатив душу сознанием пользы любого, даже маленького дела, совершенного во имя блага.
Обучающиеся работают на учебно-опытном участке во время летних каникул организуется летний трудовой лагерь, практические занятия проводятся на учебно-опытном участке.
Сущностной характеристикой выпускника сельской школы является способность быть хозяином земли. Хозяин земли — это ее собственник. Чтобы быть таковым, выпускник сельской школы должен быть готовым к землепользованию и хозяйствованию на земле.
Выпускники современной сельской школы готовятся к жизни в условиях рыночного хозяйства. Адаптация к этим условиям требует от них практического овладения основами экономики и агрономии, компьютерной грамотности, умения пользоваться сельскохозяйственной техникой, навыков общения, знания народных обычаев, уважительного и бережливого отношения к результатам сельскохозяйственного труда.
Школа готовит своего выпускника:
- Не только к адаптации в современных социально-экономических условиях, но и к активному участию в улучшении жизни села;
- К культурному землепользованию, охране окружающей среды, использованию наукоемких технологий в аграрном производстве;
- К сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в сельских условиях;
- Осознанному выбору профессий с учетом настоящих и будущих потребностей села и района в кадрах;
- К продолжению образования, к самообразованию, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.
Школа, как важнейшая отрасль, обеспечивающая потребности человека в получении знаний – все больше ориентируется на потребности рынка и становится его экономическим субъектом.
Директор школы Голяковская Е.Ю.