Размер шрифта: Цвета:

Мониторинг деятельности профессиональных образовательных организаций региона

Мониторинг

состояния работы по формированию готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций Иркутской области к военной службе и качественного состава педагогов ОБЖ (БЖ)

(май-июнь 2020 года)

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (в ред. от 01.04.2020 г. № 81-ФЗ), Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р), подготовка молодёжи к службе в Вооружённых силах и других войсках является одним из важнейших направлений в деятельности педагогических коллективов профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) как в рамках учебных занятий, так и при организации внеучебной деятельности с обучающимися.

В период с 25 мая по 5 июня 2020 г. центром основ безопасности жизнедеятельности и основ военной службы (далее – центр ОБЖ и ОВС) ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» был проведен мониторинг состояния работы по формированию готовности обучающихся ПОО Иркутской области к военной службе и качественного состава педагогов учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» (далее -  ОБЖ и БЖ соответственно).

Мониторинг проводился по двум разделам:

I. Сведения о состоянии работы по формированию готовности обучающихся к военной службе (таблица I);

II. Сведения по составу педагогов учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» (таблица II).

 

Таблица I содержала следующие вопросы:

1.1.  Выполнение учебной программы по разделу «Основы военной службы» (%  обучающихся);

1.2.  Участие в учебных сборах обучающихся - юношей  (% от числа юношей, обучающихся по дисциплине ОБЖ на данном курсе);

1.3. Место проведения учебных сборов по основам военной службы (взаимодействие с организациями и ведомствами);

1.4.  Количество выпускников, призванных на военную службу за последние три года (% от общего количества выпускников);

1.5. Количество выпускников, поступивших в военные образовательные организации за последние три года (% от общего количества выпускников);

1.6.  Количество обучающихся, занимающихся в клубах, секциях военно-патриотической, оборонно-спортивной направленности (% от общего количества обучающихся;

1.7.  Наличие оборудованного кабинета ОБЖ;

1.8.  Наличие единой полосы препятствий (её элементов);

1.9.  Наличие стрелкового тира для стрельбы из пневматического оружия (в любой модификации, включая электронный) или места для стрельбы;

1.10. Сдача нормативов физкультурного комплекса ГТО (% от общего количества обучающихся);

1.11. Количество проведенных мероприятий военно-патриотической направленности.

 

Таблица II содержала следующие вопросы:

2.1.    Фамилия, имя, отчество педагога ОБЖ;

2.2.    Должность, преподаваемая дисциплина;

2.3.    Год рождения;

2.4.    Образование (что и когда окончил), квалификация по диплому;

2.5.    Наличие военного образования (военная кафедра);

2.6. Наличие профессиональной переподготовки по направлению деятельности;

2.7.    Служба в Вооружённых Силах;

2.8.    Воинское звание (в запасе, отставке);

2.9.    Педагогический стаж (общий /БЖ);

2.10.  Квалификационная категория;

2.11. Прохождение курсов повышения квалификации.

 

Информация по предложенным вопросам была представлена 73-мя ПОО региона, из них 57 - подведомственные министерству образования Иркутской области, 10 - министерству здравоохранения Иркутской области, 5 – министерству культуры и архивов Иркутской области, 1 - министерству спорта Иркутской области.

 

На основании анализа данных мониторинга по Разделу I. Сведения о состоянии работы по формированию готовности обучающихся к военной службе (таблица I) были получены следующие результаты:

 

1.1. выполнение учебной программы по разделу «Основы военной службы» отмечается у 100 % обучающихся (% от общего количества обучающихся по данному курсу) за 2019-2020 учебный год. По данным прошлого учебного года этот показатель составлял 100 %, что свидетельствует о стабильности показателя.

1.2. участие в учебных сборах обучающихся - юношей, обучающихся по разделу «Основы военной службы» дисциплины ОБЖ. В связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой в регионе данные по показателю не запрашивались.

1.3. в связи с проведением учебных сборов в дистанционном режиме информация по данной позиции не запрашивалась.

1.4. количество выпускников ПОО, призванных на военную службу за последние три года, составляет 31 % от общего количества выпускников ПОО, по данным прошлого учебного года – 46 %. Данный факт говорит о том, что состояние здоровья части поступивших на обучение юношей не соответствует требованиям годности к прохождению военной службы.

1.5. количество выпускников, поступивших в военные образовательные организации за последние три года, решив посвятить себя военно-профессиональной деятельности, составляет 4,8 % от общего количества обучающихся-юношей. В данном случае прослеживается положительная динамика по сравнению с данными прошлого периода - 3,4%.

1.6. количество обучающихся, занимающиеся в клубах, секциях военно-патриотической, оборонно-спортивной направленности составляет 23 % от общего количества. По сравнению с данными прошлого периода - 19 %, динамика по показателю положительная.

Особое значение в процессе формирования готовности обучающихся к военной службе имеет состояние учебно-материальной базы (далее – УМБ) ОБЖ ПОО.

1.7. - наличие оборудованного кабинета ОБЖ; 1.8 -  наличие единой полосы препятствий (её элементов); 1.9. - наличие стрелкового тира для стрельбы из пневматического оружия (в любой модификации, включая электронный) или места для стрельбы. В таблице 1 представлены сводные данные по этими трём позициям (в процентном отношении по основным элементам УМБ в целом по ПОО).

 

Таблица 1

Состояние учебно-материальной базы по основам военной службы

 

1.7. Располагают оборудованным

кабинетом ОБЖ

1.8. Имеют единую полосу препятствий (её элементы)

1.9. Имеют стрелковый тир для стрельбы из пневматического оружия (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы, включая те, что используются по договорам в сторонних организациях

100 %

66,7 %

98,6  %

 

По сравнению с данными мониторинга прошлого учебного года необходимо отметить положительную динамику в деле совершенствования УМБ в ПОО по всем позициям:

1.7.  Наличие оборудованного кабинета ОБЖ - 100 % против 98,2 %;

1.8. Наличие единой полосы препятствий (её элементов) - 66,7 % против 53,4 %;

1.9. Наличие стрелкового тира для стрельбы из пневматического оружия (в любой модификации, включая электронный) или места для стрельбы включая те, что используются по договорам в сторонних организациях -  98,6 % против 81 %.

1.10. Результаты анализа показывают, что в ПОО проводится систематическая работа в рамках Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне». Так в 2019 - 2020 учебном году 46,3 % обучающихся сдали нормативы ГТО (на рисунке отмечены синим цветом, красным – не сдавшие) (Рис. 1).

Рис. 1. Сдача нормативов Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне»

 

В сопоставлении с данными мониторинга прошлого учебного года наблюдается положительная динамика: рост показателя по юношам, сдавшим нормативы ГТО с 45,5 % до 46,3 %, что свидетельствует о результативности работы педагогов ПОО.

1.11. Количество проведенных мероприятий военно-патриотической направленности.

Формированию готовности и мотивации обучающихся к выполнению обязанностей военной службы способствуют мероприятия военно-патриотической и оборонно-спортивной направленности, проводимые в ПОО Иркутской области. Что касается количества проведенных мероприятий, то усредненный показатель равен 17 мероприятиям, что характеризует системность и эффективность деятельности педагогических коллективов в этом направлении. В сравнении с 2018 – 2019 учебным годом данный показатель вырос на 3 единицы.

На основании анализа данных мониторинга по Разделу II. Сведения по составу педагогов учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» (таблица II) были получены следующие результаты:

В мониторинге приняли участие 103 педагогических работников учебных дисциплин ОБЖ и БЖ из 73 ПОО (в 2018 – 2019 учебном году – 87 из 58 ПОО).

Из них:

-         педагогов – женщин – 34 человека, что составляет 33 %;

-         педагогов – мужчин – 69 человек, что составляет 67 %;

-         средний возраст педагогов – 51,9 года;

Имеют базовое образование (человек):

-         педагогическое – 42;

-         военное – 13;

-         техническое (инженерное) – 14;

-         юридическое – 8;

-         в области физической культуры – 8;

-         медицинское – 3;

-         экономическое – 1;

-         в области сельского хозяйства – 5;

-         в области культуры и искусств – 2;

-         в сфере безопасности  жизнедеятельности – 4;

-         в сфере государственного и муниципального управления – 1;

-         в области биологии – 1.

-         в области экологии – 1.

Прошедших обучение на военной кафедре ВУЗа – 16 человек.

Средний показатель педагогического стажа по ОБЖ (БЖ) – 8,9 лет.

Наличие квалификационной категории (далее – КК) по направлению деятельности:

-         высшая КК – 22 человека (21,3 %);

-         первая КК – 34 человека (33,0 %);

-         не имеют КК – 47 человек (45,7 %).

 

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» ПОО осуществлялось по дополнительным профессиональным программам:

1) профессиональной переподготовки по направлению деятельности – 42 чел., что составляет 40,3 %. При этом, из них, прошли обучение:

- на базе ГАУ ДПО  ИО «РИКП и НПО» – 18 чел. (42,8 %);

- на базе других учреждений – 24 чел. (57,2 %);

2) повышения квалификации по направлению деятельности - 70 чел, что составляет 68 %, (выявлен рост показателя, в 2018 - 2019 учебном году он равнялся 64 %). При этом, педагогические работники прошли обучение:

- на базе ГАУ ДПО «РИКП и НПО» – 26 чел. (37,1 %);

- на базе других учреждений – 44 чел. (62,9 %).

 

Анализ результатов проведенного мониторинга показывает, что:

1.       Присутствует необходимость в активном взаимодействии и привлечении ресурсов профильных организаций и ведомств в части подготовки и проведения учебных сборов с обучающимися - юношами ПОО и использовании УМБ по основам военной службы.

2.       ПОО региона следует продолжать работу по выполнению учебной программы по разделу «Основы военной службы», направленной на совершенствование подготовки молодежи к военной службе.

3.       Учебно-материальная база ПОО, необходимая для освоения основ военной службы, нуждается в дальнейшем совершенствовании.

4.       Руководству и педагогам ПОО необходимо наладить целенаправленную работу по оздоровлению обучающихся в целом, и обучающихся – юношей, в частности.

5.       Педагогическим коллективам ПОО необходимо больше внимания уделять занятости обучающихся в клубах, секциях военно-патриотической и оборонно-спортивной направленности, а также вопросам подготовки к сдаче и сдачи нормативов Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне».

6.       Педагогическим работникам ОБЖ (БЖ) ПОО необходимо более целеустремленно работать над повышением своего профессионального уровня, в т.ч. и в части повышения своих квалификационных категорий.

 

В целях информационно-методической и консультационной поддержки педагогов ОБЖ ПОО по формированию готовности и мотивации обучающихся к военной службе центром ОБЖ и ОВС Регионального института кадровой политики на второе полугодие 2020 года спланирован ряд мероприятий:

-         вебинар по актуальным вопросам организации внеучебной деятельности по военно-патриотическому воспитанию в профессиональных образовательных организациях (октябрь 2020 года);

-         региональный семинар «Основные направления обновления содержания курса ОБЖ в соответствии с ФГОС среднего общего образования» (ноябрь 2020 года);

-         выпуск сборника «Организация и проведение учебных сборов по основам военной службы: сборник материалов» (ноябрь 2020 года).

 

С целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников ОБЖ профессиональных образовательных организаций Иркутской области, работающих с допризывной молодежью, центром ОБЖ и ОВС планируется проведение их обучения в 2020 – 2021 учебном году по дополнительным профессиональным программам:

-         профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации программ учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» с основами военной службы» (256 час.);

-         повышения квалификации «Содержание и методика формирования готовности обучающихся к военной службе в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» («Безопасность жизнедеятельности») в соответствии с требованиями ФГОС» (36 час.);

-         повышения квалификации «Содержание и методика преподавания дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с требованиями ФГОС» (72 час.).

Мониторинг

состояния преподавания учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» с разделом «Основы военной службы» в профессиональных образовательных организациях региона в 2018 - 2019 учебном году

(22 ноября - 6 декабря 2019 года)

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Поэтому формирование культуры безопасности, риск-ориентированного мировоззрения и приобретение обучающимися соответствующих компетенций является кардинальным способом повышения безопасности.

Формирование современного уровня культуры безопасности, как уровня (состояния) развития человека и общества, характеризуемого значимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью практической защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности в образовательных учреждениях является одной из ведущих задач. При этом, изучение всех дисциплин вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но ключевая роль принадлежит дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности».

В то же время дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной среде – природной, техногенной и социальной.

В период с 22 ноября по 6 декабря 2019 г. центром ОБЖ и методического сопровождения по внеучебной деятельности ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» был проведен мониторинг состояния преподавания учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» с разделом «Основы военной службы» в 2018-2019 учебном году.

Мониторинг проводился по трём разделам:

I. Сведения о состоянии преподавания учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» с разделом «Основы военной службы», включая учебные сборы;

II. Сведения по составу педагогов учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» («Основы безопасности жизнедеятельности»);

III. Сведения о материально-техническом оснащении профессиональной образовательной организации для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Информация по предложенным вопросам была представлена 57-ю профессиональными организациями региона.

На основании анализа данных мониторинга, в соответствии с поставленными вопросами, в приложении к статье приводятся полученные результаты.

Анализ

Анализ мониторинга состояния работы профессиональных образовательных организаций по внедрению здоровьесберегающего компонента в образовательный процесс

 

1. Актуальность проведения мониторинга

 

Одним из важнейших направлений демографической политики государства является сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.

Сохранение здоровья населения и усиление профилактики заболеваний требуют:

– развития условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям законодательства Российской Федерации;

– совершенствование и повышение результативности реализуемых программ профилактики аддикций, развитие физической культуры и спорта среди молодежи;

– формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся;

– разработки и внедрения механизмов стимулирования у граждан Российской Федерации ответственного отношения к своему здоровью.

Актуальность задачи исследования закреплена в следующих нормативно-правовых актах:

– Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

– Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы;

– Федеральном законе от 26 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,

– Федеральном законе РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

– Приказе Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» и проч.

Мониторинг состояния работы здровьесберегающего образовательного пространства в профессиональных образовательных организациях (далее – ПОО) Иркутской области, подведомственных министерству образования Иркутской области, был проведен ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования».

Сроки проведения мониторинга: 11.02.2019-22.02.2019 г.

Цель мониторинга – определение качества созданных в профессиональной образовательной организации условий формирования здоровьесберегающего образовательного пространства.

Форма мониторинга содержала 17 вопросов, различных по количеству возможных ответов (открытые и закрытые), а также вопросы на ранжирование факторов.

В мониторинге приняли участие 58 ПОО Иркутской области, что составляет 100% от их общего количества.

Обработка результатов проводилась сотрудниками Центра основ безопасности жизнедеятельности и методического сопровождения по организации внеучебной деятельности ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования».

2. Анализ результатов мониторинга

Результаты мониторинга позволили получить информацию о различных сторонах здоровьесберегающего образовательного пространства в ПОО области, а именно:

  • степень значимости использования в образовательном процессе ПОО формы здоровьесбережения;
  • оценка ПОО состояния созданных условий для осуществления здоровьесбергающей деятельности;
  • степень включенности в образовательный процесс дополнительного развивающего пространства;
  • степень включенности в образовательный процесс дополнительного оздоровительного пространства;
  • использование технических средств обучения;
  • взаимодействие с организациями и ведомствами по вопросам оздоровления обучающихся;
  • частота проведения спортивно-оздоровительных мероприятий в рамках учебной деятельности;
  • частота проведения конкурсов, конференций, праздников, фестивалей направленных на укрепление здоровья (во время внеучебной деятельности);
  • обсуждение вопросов состояния здоровья обучающихся на административных советах, педсоветах и др.;
  • обеспечение информацией о гигиене, охране здоровья и формировании здорового образа жизни обучающихся;
  • периодичность проводимых лекций, семинаров, консультаций для родителей по вопросам охраны здоровья детей;
  • оценка уровня компетентности сотрудников в вопросах организации здоровьесберегающего образовательного пространства;
  • количество педагогов, прошедших курсовую подготовку по проблемам здоровьесбережения в образовательном процессе в 2018 г.;
  • количество педагогов, имеющих методические разработки по здоровьесберегающим технологиям в образовательной деятельности;
  • использование педагогами на учебно-производственных занятиях здоровьесберегающих технологий;
  • использование методов и приемов обучения на учебных занятиях для формирования здорового образа жизни обучающихся;
  • мероприятия, проводимые для педагогических работников в целях повышения их работоспособности, эмоциональной разгрузки и поддержания их здоровья.

Вопрос 1. Какие формы здоровьесбережения приоритетны в вашей ПОО? Проранжируйте предложенные формы по степени их значимости (единица – самое приоритетное, семерка – наименее приоритетное).

На основе полученных данных о присвоенных ПОО каждой из форм здоровьесбережения ранжированных оценочных баллов были рассчитаны средние значения. На рисунке 1 представлено распределение форм здоровьясбережения по среднему баллу приоритетности в деятельности ПОО.

Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшее внимание в деятельности ПОО уделяется здоровьесберегающим технологиям, спортивно-оздоровительной деятельности и физическому воспитанию. Напротив, наименее приоритетными являются консультационная работа с родителями, медико-профилактическая деятельность, психолого-педагогическая коррекция и обучение персонала. Наиболее часто встречающееся значение ранга приоритетности для данных форм равно наименьшему.

Вопрос 2. Дайте оценку условиям здоровьесберегающей деятельности в вашей ПОО. По десятибалльной системе оцените состояние образовательной среды (единица – минимальное, десятка – максимальное значение).

Обязательным компонентом в ПОО являются условия здоровьесберегающей деятельности. К ним относятся: учебно-материальная база педагогического процесса; организация самостоятельной деятельности обучающихся; материальная база оздоровительной деятельности; организация питания; организация двигательной деятельности; состояние хозяйственной инфраструктуры.

Все ПОО оценили условия для реализации здоровьесберегательной деятельности как очень высокие – средний балл по всем показателям выше 7. Что, в свою очередь, является свидетельством отсутствия существенных проблем в большинстве ПОО по состоянию условий здоровьесберегательной деятельности.

Вопрос 3. Какое дополнительное развивающее пространство функционирует в вашей ПОО (при наличии отдельного помещения)? Оцените степень их включенности в образовательный процесс (отметьте нужное, проставив знак «+»).

В таблице 1 представлены результаты степени включенности в образовательный процесс дополнительного развивающего пространства, которое функционирует в ПОО (при наличии отдельного помещения).

 

Таблица 1

Степень включения в образовательный процесс дополнительного развивающего пространства в ПОО

 

Степень функционирования

Систематически,

по расписанию

Ситуативно

Очень редко

Спортзал

98 %

0 %

2 %

Психологический кабинет

86 %

9 %

5 %

Музей

58 %

37 %

5 %

Музыкальный зал

67 %

27 %

6 %

Тренажерный зал

82 %

16 %

2 %

 

Согласно результатам, можно сделать вывод, что наибольшая степень включенности в образовательный процесс отмечается по таким категориям, как «Спортзал», «Психологический кабинет» и «Тренажерный зал». Наименьшая степень включенности отмечается по категориям «Музыкальный зал» и «Музей».

Вместе с тем, несколько ПОО (ГБПОУ ИО «Ангарский автотранспортный техникум»; ГАПОУ ИО «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса»; ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»; ГБПОУ ИО «Братский педагогический колледж»; ГБПОУ ИО «Братский торгово-технологический техникум»; ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум»; ГБПОУ ИО «Иркутский техникум  транспорта и строительства»; ГБПОУ ИО «Нижнеудинский техникум железнодорожного транспорта»; ГБПОУ ИО «Усть-Илимский техникум отраслевых технологий»; ГБПОУ ИО «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг») отметили, что используют и иное дополнительное развивающее пространство, например:

  • лыжная база;
  • библиотека;
  • спортивные площадки;
  • читальные залы;
  • стрелковый тир;
  • комната самоподготовки в общежитиях.

Вопрос 4. Какое дополнительное оздоровительное пространство функционирует в ПОО (при наличии отдельного помещения)? Оцените степень их включенности в оздоровительный процесс (отметьте нужное, проставив знак «+»).

Степень включенности в образовательный процесс элементов дополнительного оздоровительного пространства, имеющихся в ПОО, представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

Степень включения в образовательный процесс дополнительного оздоровительного пространства в ПОО

 

Степень функционирования

Систематически, по расписанию

Ситуативно

Очень редко

Медицинский кабинет

88 %

8 %

4 %

Стадион (спортивная площадка)

76 %

18 %

6 %

Тренажерный зал

80 %

18 %

2 %

Кабинет релаксации

44 %

33 %

23 %

Сенсорная комната

16 %

26 %

58 %

Фитобар

11 %

22 %

67 %

 

Наибольшей степенью использования в образовательном процессе ПОО отмечены такие категории, как «Медицинский кабинет», «Тренажерный зал», «Стадион (спортивные площадки)», что в свою очередь является подтверждением результатов предыдущего вопроса и выполнением необходимых лицензионных требований. Напротив, категории «Кабинет релаксации», «Сенсорная комната» и «Фитобар», не являющиеся обязательными для функционирования ПОО, в целом используются организациями очень редко.

Вопрос 5. Используются ли технические средства обучения (проекторы, ПК и др.) в учебном процессе вашего учреждения? Если ДА, то укажите примерную длительность использования (в минутах) в течение одного занятия.

Одним из важных показателей здоровьесбережения является нагрузка на зрение. Зрительная нагрузка через непродолжительное время у обучающегося может привести к снижению работоспособности к обучению.

Использование технических средств обучения (проекторы, ПК, и др.) (далее – ТСО) должны входить в рамки допустимой нормы времени.

В таблице 3 представлены данные о средней длительности использования (в минутах) технических средств обучения в течение одного занятия.

 

Таблица 3

Длительность использования технических средств обучения, в минутах

Название ТСО

Длительность в минутах

Проектор

До 25-30 минут

Персональный компьютер

До 40 минут

Интерактивная доска

До 25 минут

По результатам мониторинга в подавляющим большинстве ПОО нет нарушений норм длительности использования обучающимися ТСО.

Но стоит отметить, что существуют нарушения в использовании персонального компьютера в 5 ПОО. Длительность использования составляет 40-60 минут, а в некоторых случаях 80, что, безусловно, влияет на зрительное переутомление обучающихся.

Вопрос 6. Укажите структуры, с которыми ПОО осуществляет взаимодействие по вопросам оздоровления обучающихся (при наличии договора / соглашения).

ПОО осуществляют взаимодействие по вопросам оздоровления обучающихся с различными организациями и ведомствами, из них:

  • 90% с учреждениями здравоохранения (районные, городские, детские больницы; детские поликлиники; психиатрические больницы);
  • 21% с физкультурно-оздоровительными комплексами;
  • 12% с управлениями по молодежной политики, физической культуре и спорту;
  • 15% с центрами профилактики наркомании;
  • 5% с центрами социальной поддержки населения.

Вопрос 7. Как часто проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия в учебной деятельности.

Частота проведения спортивно-оздоровительных мероприятий в ПОО в рамках учебной деятельности приведена на рис. 3.

Результаты свидетельствуют о том, что спортивно-оздоровительные мероприятия в ПОО проводятся со следующей периодичностью:

  • в 83% ПОО один раз в месяц;
  • в 12% ПОО один раз в семестр;
  • в 5% ПОО один раз в год.

Стоит отметить, что 5 ПОО на данный вопрос ответили, что проводят такие мероприятия чаще одного раза в месяц: ГАПОУ ИО «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса»; ГБПОУ ИО «Братский педагогический колледж»; ГБПОУ ИО «Иркутский техникум архитектуры и строительства»; ГБПОУ ИО «Тайшетский промышленно-технологический техникум»; ГБПОУ ИО «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг».

Вопрос 8. Как часто проводятся конкурсы, конференции, праздники, фестивали, связанные с укреплением здоровья, пропагандой здорового образа жизни подростков во время внеучебной деятельности.

Частота проведения конкурсов, конференций, праздников, фестивалей, направленных на укрепление здоровья в ПОО во время внеучебной деятельности приведена на рис. 4.

Частота проведения конкурсов, конференций, праздников, фестивалей направленных на укрепление здоровья (во время внеучебной деятельности) в ПОО:

  • 64% ПОО не реже 2-х раз в месяц;
  • 19% ПОО не реже 1 раза в неделю;
  • 17% ПОО проводятся реже 2-х раз в месяц.

Это свидетельствует о том, что мероприятия направленные на укрепление здоровья проводятся достаточно регулярно во время внеучебной деятельности.

Вопрос 9. Обсуждаются ли вопросы состояния здоровья обучающихся на административных советах, педсоветах и др. (указать за период 1 полугодия 2018-2019 г.)?

Все без исключения ПОО Иркутской области в 1 полугодии 2018-2019 учебного года провели соответствующую работу по вопросам состояния здоровья обучающихся.

В таблице 4 показано, что данные вопросы обсуждались на различных уровнях:

 

Таблица 4

Организационные уровни обсуждения вопросов состояния здоровья обучающихся

Организационные уровни

Количество ПОО

Педагогические советы

22

Административные советы

11

Совещание кураторов

9

Административное совещание

4

Методическое объединение

3

Совещание при заместители директора по УВР

2

Психолого-педагогический консилиум

2

Семинар для педагогов

1

Родительское собрание

1

Заседание УМК

1

Межведомственное совещание

1

 

Наиболее часто вопросы состояния здоровья обучающихся обсуждаются на педагогических и административных советах, совещаниях кураторов.

Вопрос 10. Оснащение ПОО информацией о гигиене и охране здоровья и формирования здорового образа жизни обучающихся.

В 45 % ПОО наглядная агитация в большей степени предоставлена в некоторых учебных кабинетах, в 24% ПОО – во все учебных кабинетах, в 21% – в более чем в 50% учебных кабинетов, в 5% – во всех учебных мастерских, в 5% – в учебных кабинетах отсутствует.

Таблица 5

Обеспечение информацией о гигиене, охране здоровья и формировании здорового образа жизни обучающихся

Наглядная агитация

Количество ПОО

Наглядная агитация по данной тематике размещена во все учебных кабинетах

14

Наглядная агитация по данной тематике размещена во всех учебных мастерских

3

Наглядная агитация предоставлена в более чем в 50% учебных кабинетов ПОО

12

Наглядная агитация предоставлена в некоторых учебных кабинетах ПОО

26

Наглядная агитация  в учебных кабинетах отсутствует

3

 

 

 

Вопрос 11. С какой периодичностью проводятся лекции, семинары, консультации для родителей по вопросам охраны здоровья их детей, формирования их здорового образа жизни подростков.

Периодичность проведения различных мероприятий по вопросам охраны здоровья детей для родителей приведена на рис. 5.

Результат показывает, что более 63% ПОО проводят лекции, консультации, семинары для родителей по вопросам сохранения охраны здоровья их детей – эпизодически (1 раз в квартал), более 8% – не проводят вообще, что в свою очередь подтверждает гипотезу о малой приоритетности данной формы работы для ПОО Иркутской области.

Вопрос 12. Оцените уровень компетентности сотрудников ПОО в вопросах организации здоровьесберегающего образовательного пространства (по 10 балльной шкале), где 1 соответствует наименьшему уровню, 10- наибольшему.

На основании результатов проведенного мониторинга был оценён уровень компетентности сотрудников ПОО в вопросах организации здоровьесберегающего образовательного пространства по 10-ти бальной шкале (рис. 6).

По данным, предоставленным администрациями ПОО, практически все оценивают уровень компетентности сотрудников очень высоко – присвоена оценка более 7 баллов.

29% ПОО оценивают компетенцию своих сотрудников на наивысший балл.

Вопрос 13. Укажите количество педагогов, прошедших курсовую подготовку по проблеме здоровьесбережения образовательного процесса в 2018 г.

По данным анализа мониторинга наибольшее количество ПОО указали в качестве курсовой подготовки по проблемам здоровьесбережения такие, как «Оказание первой медицинской помощи», «Проектирование и реализации адаптированных образовательных программ, для лиц с ОВЗ, с отклоняющимся поведением», «ОБЖ» и др., не относящиеся к проблематике здоровьесбережения в образовательном процессе.

На рис. 7 представлено распределение ПОО по количеству педагогов, прошедших курсовую подготовку по проблеме здоровьесбережения образовательного процесса в 2018 г. Наибольшую долю занимают ПОО, в которых за предыдущий год прошли курсы повышения квалификации по проблемам сохранения здоровья образовательного процесса от 0 до 5 педагогов. Только в ГБПОУ ИО «Усть-Илимский техникум отраслевых технологий» было отмечено, что декабре 2017 года в техникуме закончился эксперимент по теме «Создание комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих здоровьесбережение и формирование культуры здорового поведения обучающихся профессиональной образовательной организации». В эксперименте принимали участие все педагоги и мастера производственного обучения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ПОО практически не сформировано целостное понимание проблематики здоровьесбережения в образовательном процессе.

На основании вышесказанного следует, что ПОО испытывают потребность в повышении квалификации, в проведении методических семинаров, вебинаров, в методических рекомендациях и консультациях по вопросам здоровьесбережения в образовательном пространстве.

Вопрос 14. Укажите количество педагогов, имеющих методические разработки по здоровьесберегающим технологиям в образовательной деятельности (перечислить тематику).

На основании результатов проведенного мониторинга были выделены направления, наиболее часто встречающиеся в методических разработках педагогов ПОО:

  • основные компоненты «Здорового образа жизни»;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по различным дисциплинам;
  • методика снятия зрительного напряжения на уроках информатики;
  • методика оценки физического развития обучающихся.

Необходимо отметить, что педагогами всех ПОО подготовлены 231 методические разработки, из них более 60% можно отнести к разработкам по здоровьесберегающим технологиям в образовательной деятельности. То есть менее 10% педагогов ПОО области ведут методическую работу в данном направлении.

Вопрос 15. Используют ли педагоги Вашего учреждения на учебно-производственных занятиях здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Подавляющий процент педагогов (93%) используют на своих занятиях здоровьесберегающие технологии, такие как:

  • организационно-педагогические технологии (физкультминутки, динамические игры и паузы);
  • психолого-педагогические технологии («подвижные перемены», учет возрастных и физиологических особенностей обучающихся, эмоциональные разрядки, игровые технологии);
  • учебно-воспитательные технологии (спортивные праздники, сотрудничество с медицинскими работниками, уроки здоровья).

Наибольшее количество ПОО указали в качестве основной формы здоровьесберегающих технологий спортивные праздники, сотрудничество с медицинскими работниками, уроки здоровья.

Вопрос 16. Какие методы и приемы обучения используются на учебных занятиях для формирования здорового образа жизни обучающихся?

Немаловажное значение в процессе формирования здорового образа жизни у обучающихся имеет использование разнообразных методов и приемов обучения на занятиях.

Согласно результатам мониторинга, наибольший процент педагогов на своих занятиях используют словесный метод обучения – 39%.

Для формирования здорового образа жизни педагоги используют на своих учебных занятиях такие приемы, как:

  1. словесные: лекции, беседы, дискуссии, экскурсии;
  2. наглядные: демонстрация видеороликов, видеофильмов;
  3. практического обучения: составление кроссворда, деловые игры, викторины, КВН;
  4. проблемного обучения: тренинги, круглые столы, проекты, моделирование ситуации.

Вопрос 17. Какие мероприятия проводятся для педагогических работников в целях повышения их работоспособности, эмоциональной разгрузки и поддержания их здоровья.

В таблице 6 представлены мероприятия, осуществляемые в ПОО для педагогических работников в целях повышения их работоспособности.

 

 

Таблица 6

Мероприятия для педагогических работников направленные

на сохранение их здоровья

Название мероприятий

Количество ПОО

Консультации психолога по поддержанию здоровья педагогов

32

Восстановительные паузы для педагогов между занятиями

14

Коллективные выезды на природу

30

Спортивные соревнования среди обучающихся и педагогов

36

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что администрация ПОО проводит эффективную работу по вопросам сохранения здоровья педагогических работников.

В 3 ПОО (ГБПОУ ИО «Братский педагогический колледж»; ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум»; ГБПОУ ИО «Нижнеудинский техникум железнодорожного транспорта») по вопросам сохранения здоровья педагогического коллектива администрация организует дополнительные мероприятия:

  • вечерние игры в волейбол среди педагогических работников;
  • спартакиада среди работников ПОО;
  • туристические слеты;
  • творческие вечера;
  • кофе-паузы.

 

3. Итоги мониторинга

 

В результате проведенного мониторинга выявлены следующие параметры.

Наибольшее внимание в деятельности ПОО уделяется здоровьесберегающим технологиям, спортивно-оздоровительной деятельности и физическому воспитанию. Наименее приоритетными являются медико-профилактическая деятельность, консультационная работа с родителями, психолого-педагогическая коррекция и обучение педагогических работников здоровьесберагающим технологиям.

Все ПОО оценили наличие условий для реализации здоровьесберегательной деятельности как высокие (по десятибалльной шкале средний балл по всем показателям выше 7), что, в свою очередь (по мнению самих образовательных организаций) является свидетельством того, что ПОО располагают всеми условиями для создания здоровьесберегающей деятельности при организации образовательного процесса (наличие учебно-материальной базы педагогического процесса, материальной базы оздоровительной деятельности, организации питания и пр.)

 

В большинстве ПОО при организации образовательного процесса активно используется дополнительное развивающее пространство «Спортзал» (в 98% ПОО), «Психологический кабинет» (в 86% ПОО) и «Тренажерный зал» (в 82% ПОО).

Спортивно-оздоровительные мероприятия в ПОО проводятся со следующей периодичностью:

  • в 83% ПОО один раз в месяц;
  • в 12% ПОО один раз в семестр;
  • в 5% ПОО один раз в год.

В 5 ПОО спортивно-оздоровительные мероприятия проводятся чаще одного раза в месяц (ГАПОУ ИО «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса»; ГБПОУ ИО «Братский педагогический колледж»; ГБПОУ ИО «Иркутский техникум архитектуры и строительства»; ГБПОУ ИО «Тайшетский промышленно-технологический техникум»; ГБПОУ ИО «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»).

Частота проведения конкурсов, конференций, праздников, фестивалей направленных на укрепление здоровья (во время внеучебной деятельности) в ПОО:

  • 64% ПОО не реже 2-х раз в месяц;
  • 19% ПОО не реже 1 раза в неделю;
  • 17% ПОО проводятся реже 2-х раз в месяц.

Это свидетельствует о том, что мероприятия направленные на укрепление здоровья во время внеучебной деятельности проводятся в ПОО достаточно регулярно.

Наиболее часто вопросы состояния здоровья обучающихся обсуждаются на педагогических и административных советах, совещаниях кураторов. Редко на родительских собраниях, семинарах для педагогов и межведомственных совещаниях.

В 45 % ПОО наглядная агитация по вопросам гигиены, охраны здоровья, а также формирования здорового образа жизни обучающихся в большей степени предоставлена в некоторых учебных кабинетах, в 24% ПОО – во все учебных кабинетах, в 21% – в более чем в 50% учебных кабинетов, в 5% ПОО – во всех учебных мастерских. В 5% ПОО (от общего количества) – в учебных кабинетах данная информация отсутствует.

Более 63% ПОО проводят лекции, консультации, семинары для родителей по вопросам сохранения охраны здоровья их детей – эпизодически (1 раз в квартал), более 8% ПОО – не проводят вообще, что в свою очередь подтверждает факт того, то данная форма работы для ПОО является мало приоритетной.

Согласно сведениям, предоставленными ПОО, подавляющий процент педагогов (93%) используют на своих занятиях здоровьесберегающие технологии, такие как:

  • организационно-педагогические технологии (физкультминутки, динамические игры и паузы);
  • психолого-педагогические технологии («подвижные перемены», учет возрастных и физиологических особенностей обучающихся, эмоциональные разрядки, игровые технологии);
  • учебно-воспитательные технологии (спортивные праздники, сотрудничество с медицинскими работниками, уроки здоровья).

Наибольшее количество ПОО указали, что в качестве основных форм здоровьесберегающих технологий проводятся спортивные праздники, уроки здоровья, организуется сотрудничество с медицинскими работниками.

При организации межведомственного взаимодействия ПОО с иными субъектами по вопросам гигиены, охраны здоровья, а также формирования здорового образа жизни обучающихся было отмечено, что такое взаимодействие в 90% осуществляется с учреждениями здравоохранениями; в 21%  - с физкультурно-оздоровительными комплексами; в 12% - с управлениями по молодежной политики, физической культуре и спорту; в 15% - с центрами профилактики наркомании;  в 5% - с центрами социальной поддержки населения.

Администрация практически всех ПОО достаточно высоко оценивает уровень компетентности педагогических работников в области здоровьесберегающих технологий и организации здоровьесберегающего образовательного процесса (7 баллов из 10). 29% ПОО оценивают компетенцию своих сотрудников в данной области на 10 баллов (наивысший балл). При этом, ряд ПОО в качестве курсовой подготовки по проблемам здоровьесбережения указали обучение персонала на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах по таким темам, как «Оказание первой медицинской помощи», «Проектирование и реализации адаптированных образовательных программ, для лиц с ОВЗ, с отклоняющимся поведением», «ОБЖ» и др., не относящиеся к проблематике здоровьесбережения в образовательном процессе.

В целом, результаты проведенного мониторинга состояния работы здровьесберегающего образовательного пространства в ПОО показывают противоречивые результаты: ПОО отмечают высокий уровень материально-технического оснащения, высокую квалификацию педагогов в вопросах применения здоровьесберегающих технологий, использование различных методов и приемов формирования у обучающихся здоровьесберегающих ценностей и проч. наряду с отсутствием методических разработок у педагогов, курсовой подготовки по соответствующей тематике, плановой работы с родителями и др. Соответственно, в ПОО области комплексное здоровьесберегающее пространство в образовательном процессе сформированно на недостаточном уровне.

Предложения по результатам мониторинга:

  1. ПОО необходимо продолжить работу по организации здоровьесберегающего пространства в следующих направлениях:
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья, личностного, интеллектуального, социального развития обучающихся и других участников образовательного процесса;
  • контроль условий среды учебных помещений ПОО (учебные кабинеты, мастерские, спортивные залы и др.);
  • контроль соответствия учебной нагрузки психологическому и физиологическому состоянию студентов;
  • осуществление просветительской деятельности по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни.
  1. Требуется уделить особое внимание подготовки, переподготовки и повышению квалификации педагогических и управленческих кадров по вопросам организации здоровьесберегающего пространства в профессиональных образовательных организациях.
  2. Необходимо в дальнейшем развивать механизмы межведомственного взаимодействия с иными субъектами (организациями/ведомствами) по вопросам гигиены, охраны здоровья, а также формирования здорового образа жизни обучающихся.

 

 

Мониторинг

 состояния работы по формированию готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций Иркутской области к военной службе и качественного состава педагогов ОБЖ (БЖ)

(апрель-июнь 2019 года)

 

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ (в ред. от 29.05.2019 г.), Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р), подготовка молодёжи к службе в Вооружённых силах и других войсках является одним из важнейших направлений в деятельности педагогических коллективов профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) как в рамках учебных занятий, так и при организации внеучебной деятельности с обучающимися.

В период с 25 апреля по 5 июня 2019 г. центром ОБЖ и методического сопровождения по организации внеучебной деятельности ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» был проведен мониторинг состояния работы по формированию готовности обучающихся ПОО Иркутской области к военной службе и качественного состава педагогов учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» (далее -  ОБЖ и БЖ соответственно).

Мониторинг проводился по двум разделам:

I. Сведения о состоянии работы по формированию готовности обучающихся к военной службе (таблица I);

II.  Сведения по составу педагогов учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности»  (таблица II).

Таблица I содержала следующие вопросы:

1.1.  Выполнение учебной программы по разделу «Основы военной службы» (%  обучающихся);

1.2.  Участие в учебных сборах обучающихся - юношей  (количество/ % от  числа юношей, обучающихся по дисциплине ОБЖ на данном курсе);

1.3. Место проведения учебных сборов по основам военной службы (взаимодействие с организациями и ведомствами);

1.4.  Количество выпускников, призванных на военную службу за последние три года (% от общего количества выпускников);

1.5. Количество выпускников, поступивших в военные образовательные организации за последние три года (% от общего количества выпускников);

1.6.  Количество обучающихся, занимающихся в клубах, секциях военно-патриотической, оборонно-спортивной направленности (% от общего количества обучающихся;

1.7.  Наличие оборудованного кабинета ОБЖ;

1.8.  Наличие единой полосы препятствий (её элементов);

1.9.  Наличие стрелкового тира для стрельбы из пневматического оружия (в любой модификации, включая электронный) или места для стрельбы;

1.10. Сдача нормативов физкультурного комплекса ГТО  (% от общего количества обучающихся);

1.11. Количество проведенных мероприятий военно-патриотической направленности.

 

Таблица II содержала следующие вопросы:

2.1.  Фамилия, имя, отчество педагога ОБЖ;

2.2.  Должность, преподаваемая дисциплина;

2.3.  Год рождения;

2.4.  Наличие военного образования (военная кафедра);

2.5. Наличие профессиональной переподготовки по направлению деятельности;

2.6.  Служба в Вооружённых Силах;

2.7.  Воинское звание (в запасе, отставке);

2.8.  Педагогический стаж (общий /БЖ);

2.9.  Квалификационная категория;

2.10. Прохождение курсов повышения квалификации.

 

Информация по предложенным вопросам была представлена 58-ю ПОО региона.

 

На основании анализа данных мониторинга были получены следующие результаты:

1.1. выполнение учебной программы по разделу «Основы военной службы» отмечается у 100% обучающихся (% от общего количества обучающихся по данному курсу) за 2018-2019 учебный год. По данным прошлого учебного года этот показатель составлял 99,1%, что свидетельствует о положительной динамике.

1.2. участие в учебных сборах составляет 93 % от числа юношей, обучающихся по разделу «Основы военной службы» дисциплины ОБЖ. По данным прошлого учебного года этот показатель составлял 94,7%, что свидетельствует о том,  что по состоянию здоровья в текущем учебном году к участию в учебных сборах было допущено меньше обучающихся – юношей.

Таким образом, на основании полученных результатов мониторинга можно определить достаточный уровень освоения образовательной программы раздела «Основы военной службы» дисциплины ОБЖ в 2018-2019 учебном году.

Обязательным компонентом программы «Основы военной службы» являются учебные сборы с обучающимися – юношами. Места проведения планируемых в 2019 г. учебных сборов (пп. 1.3.):

-   на базе воинских частей – 17 ПОО;

-   на базе центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан РФ к военной службе – 3 ПОО;

-   на базе оздоровительных лагерей – 2 ПОО;

-   на базе общеобразовательных организаций – 2 ПОО;

-   на собственной базе – 34 ПОО.

На рис. 1 представлены сведения о местах проведения учебных сборов с обучающимися – юношами по основам военной службы в 2019 г.

Рис. 1. Места проведения планируемых в 2019 г. учебных сборов с обучающимися – юношами.

 

Полученные данные, свидетельствующие о том, что по сравнению с 2017-2018 учебным годом количество ПОО, проводивших учебные сборы на собственной базе снизилось с 40 до  34, говорят о том, что для проведения учебных сборов используется  более совершенная учебно-материальная база (воинских частей, центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан РФ к военной службе и т.п.)

Данные мониторинга показывают, что взаимодействие с заинтересованными организациями и ведомствами в части подготовки и проведения учебных сборов осуществляют 19 ПОО (32,7% от общего количества), из них:

- с подразделениями областной организации ДОСААФ – 16 ПОО;

- с подразделениями Главного управления МЧС по Иркутской области – 1 ПОО;

- с военно-спортивными (оборонно-спортивными) клубами (центрами) – 3 ПОО.

По сравнению с 2017 – 2018 учебным годом данный показатель остался на прежнем уровне.

Важное значение в процессе формирования готовности обучающихся к военной службе имеет состояние учебно-материальной базы (далее – УМБ) ОБЖ ПОО.

В табл. 1 представлены сведения о состоянии УМБ по основам военной службы (в процентном отношении по основным элементам УМБ по ПОО).

 

Таблица 1

Состояние учебно-материальной базы по основам военной службы

 

1.7. Располагают оборудованным

кабинетом ОБЖ

1.8. Имеют единую полосу препятствий (её элементы)

1.9. Имеют стрелковый тир для стрельбы из пневматического оружия (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы, включая те, что используются по договорам в сторонних организациях

98,2 %

53,4 %

81  %

 

По сравнению с данными мониторинга прошлого учебного года необходимо отметить положительную динамику в деле совершенствования УМБ в ПОО (по одной позиции):

1.7.  Наличие оборудованного кабинета ОБЖ - 98,2 % против 93,1 %;

В то же время  по позициям 1.8. (Наличие единой полосы препятствий (её элементов) и 1.9. (Наличие стрелкового тира для стрельбы из пневматического оружия (в любой модификации, включая электронный) или места для стрельбы включая те, что используются по договорам в сторонних организациях)  отмечается снижение показателей: 53,4 % против 66,4 % и с 96,2 % до 81 %, соответственно. Данный факт говорит о том, что частью ПОО не пролонгированы договоры со сторонними организациями на использование данных элементов УМБ.

 

В соответствии с показателями мониторинга, количество выпускников ПОО, призванных на военную службу за последние три года, составляет 46 % от общего количества выпускников ПОО, по данным прошлого учебного года – 49,7%, что еще раз говорит о том, что состояние здоровья части поступивших на обучение юношей не соответствует требованиям годности к прохождению военной службы. При этом, поступили в военные образовательные организации, решив посвятить себя военно-профессиональной деятельности 3,4 % выпускников. Здесь проявляется положительная динамика по сравнению с данными прошлого периода - 0,4%.

Обучающиеся, занимающиеся в клубах, секциях военно-патриотической, оборонно-спортивной направленности составляют 19 % от общего количества. Динамика отрицательная по сравнению с данными прошлого периода - 22,8 %.

Результаты анализа показывают, что в ПОО проводится систематическая работа в рамках Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне». Так в 2018 - 2019 учебном году 45,5 % обучающихся сдали нормативы ГТО (на рисунке отмечены синим цветом, красным – не сдавшие) (Рис. 2).

Рис. 2. Сдача нормативов Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне»

 

В сопоставлении с данными мониторинга прошлого учебного года наблюдается отрицательная динамика: снижение показателя юношей, сдавших нормативы ГТО с 49 % до 45,5 %, что еще раз подтверждает тот факт, что состояние здоровья части поступивших на обучение юношей не позволяет допустить их к сдаче нормативов.

Формированию готовности и мотивации обучающихся к выполнению обязанностей военной службы способствуют мероприятия военно-патриотической и оборонно-спортивной направленности, проводимые в ПОО Иркутской области. Что касается количества проведенных мероприятий, то усредненный показатель равен 13 мероприятиям, что характеризует системность и эффективность деятельности педагогических коллективов в этом направлении. Снижение данного показателя на 1 единицу в сравнении с 2017 – 2018 учебным годом критическим не является.

По разделу «Сведения по составу педагогов учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» (таблица II) в мониторинге приняли участие 87 педагогических работников учебных дисциплин ОБЖ и БЖ (в 2017 – 2018 учебном году – 74) из 58 ПОО.

Из них:

  • педагогов – женщин – 32 человека, что составляет 36,8 %;
  • педагогов – мужчин – 55 человек, что составляет 63,2 %;
  • средний возраст педагогов – 50,5 года;

Имеют базовое образование (человек):

-   педагогическое – 36;

-   военное – 10;

-   техническое (инженерное) – 16;

-   юридическое – 5;

-   в области физической культуры – 8;

-   медицинское – 2;

-   экономическое – 2;

-   в области сельского хозяйства – 3;

-   в области культуры и искусств – 2;

-   в сфере безопасности  жизнедеятельности – 1;

-   в сфере государственного и муниципального управления – 1;

-   в области экологии – 1.

Прошедших обучение на военной кафедре ВУЗа – 13 человек.

Средний показатель педагогического стажа по ОБЖ (БЖ) – 8,2 лет.

Наличие квалификационной категории (далее – КК) по направлению деятельности:

  • высшая КК – 22 человека (25,3 %);
  • первая КК – 30 человек (34,5 %);
  • не имеют КК – 35 человек (40,2 %).

 

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» ПОО осуществлялось по дополнительным профессиональным программам:

1) профессиональной переподготовки по направлению деятельности – 41 чел., что составляет 47 %. При этом, из них, прошли обучение:

- на базе ГАУ ДПО  ИО «РИКП и НПО» – 18 чел. (43,9 %);

- на базе других учреждений – 23 чел. (56,1 %);

2) повышения квалификации по направлению деятельности - 56 чел, что составляет 64 %, (выявлена стабильность по показателю, в 2017 - 2018 учебном году он равнялся 47 чел, что также составляло 64 %). При этом, педагогические работники прошли обучение:

- на базе ГАУ ДПО «РИКП и НПО» – 26 чел. (46,4 %);

- на базе других учреждений – 30 чел. (53,6 %).

 

Анализ результатов проведенного мониторинга показывает, что:

  1. Присутствует необходимость в более активном взаимодействии и привлечении ресурсов профильных организаций и ведомств в части подготовки и проведения учебных сборов с обучающимися - юношами ПОО и использовании УМБ по основам военной службы.
  2. ПОО региона следует продолжать работу по выполнению учебной программы по разделу «Основы военной службы», направленной на совершенствование подготовки молодежи к военной службе.
  3. Учебно-материальная база ПОО, необходимая для освоения основ военной службы, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
  4. Руководству и педагогам ПОО необходимо наладить целенаправленную работу по оздоровлению обучающихся в целом, и обучающихся – юношей, в частности.
  5. Педагогическим коллективам ПОО необходимо больше внимания уделять занятости обучающихся в клубах, секциях военно-патриотической и оборонно-спортивной направленности, а также вопросам подготовки к сдаче и сдачи нормативов Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне».
  6. Педагогическим работникам ОБЖ (БЖ) ПОО необходимо более целеустремленно работать над повышением своего профессионального уровня, в т.ч. и в части повышения своих квалификационных категорий.

 

В целях информационно-методической и консультационной поддержки педагогов ОБЖ ПОО по формированию готовности и мотивации обучающихся к военной службе центром ОБЖ и методического сопровождения по организации внеучебной деятельности Регионального института кадровой политики на второе полугодие 2019 года спланирован ряд мероприятий:

  • межрегиональнго семинара «Актуальные проблемы формирования современного уровня культуры безопасности и готовности обучающихся к военной службе в образовательном процессе. Современные формы и методы работы» (ноябрь 2019 года);
  • вебинара по актуальным вопросам организации внеучебной деятельности по военно-патриотическому воспитанию в профессиональных образовательных организациях (март 2020 года);
  • выпуск сборника «Организация и проведение учебных сборов по основам военной службы: сборник материалов» (октябрь 2019 года).

 

С целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников ОБЖ образовательных организаций Иркутской области, работающих с допризывной молодежью, центром ОБЖ и методического сопровождения по организации внеучебной деятельности планируется проведение их обучения во втором полугодии 2019 года и в 2020 году по дополнительным профессиональным программам:

  • профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации программ учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» с основами военной службы»;
  • повышения квалификации «Содержание и методика формирования готовности обучающихся к военной службе в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» («Безопасность жизнедеятельности») в соответствии с требованиями ФГОС»;
  • повышения квалификации «Содержание и методика преподавания дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с требованиями ФГОС»;
  • повышения квалификации «Инновации в гражданско-патриотическом воспитании молодежи в условиях реализации ФГОС: современные подходы, формы и технологии».

 

Мониторинг

по выявлению профессиональных потребностей педагогов ОБЖ (БЖ) профессиональных образовательных организаций региона

(1 ноября по 10 декабря 2018 года)

 

В период с 1 ноября по 10 декабря 2018 г. Центром ОБЖ, ОТ и сопровождения внеучебной деятельности ПОО «Регионального института кадровой политики» был проведен мониторинг выявления профессиональных потребностей педагогов ОБЖ (БЖ) ПОО региона. Данные были представлены 58-ю учреждениями и 2-мя филиалами учреждений СПО региона (всего 60 респондентов).

Анализ представленных данных от профессиональных образовательных организаций на поставленные вопросы показывает следующие результаты:

  1. Испытываете ли Вы потребность в консультационной и информационно-методической поддержке по вопросам преподавания курса ОБЖ (БЖ)?
  • Да – 56,6 %;
  • Иногда – 3,3 %;
  • Нет – 40 %.
  1. Какие проблемы организационного и методического характера, на Ваш взгляд, существуют в преподавании дисциплин ОБЖ и БЖ?
  • Нет – 33,3 %;
  • Проблемы организационного и методического характера:

- недостаточное оснащение кабинетов ОБЖ (плакаты, макеты, тренажеры);

- отсутствие методической литературы, учебных пособий;

- не налажено сотрудничество со специалистами МЧС, отделов военного комиссариата Иркутской области.

3. Нехватку каких типов информационных ресурсов по направлению деятельности Вы испытываете?

  • Не испытывают – 41,6 %;
  • Проблемы информационных ресурсов по направлению деятельности:

- нехватка тестовых заданий для контроля знаний студентов;

- отсутствие учебных фильмов;

- отсутствие сайта преподавателей ОБЖ (БЖ);

- потребность в наглядно-иллюстрационных материалах, онлайн-справочниках;

- нехватка учебной литературы.

4. Существенна ли для Вас потребность в использовании методического опыта коллег, нужен ли обмен опытом?

  • Да – 85 %;
  • Затрудняюсь ответить – 1,6 %;
  • Нет – 13,3 %.

5. Какие вопросы в части планирования и проведения учебных сборов по основам военной службы представляют для Вас наибольшее затруднение?

  • Нет затруднений – 15 %;
  • Проблемы в части планирования и проведения учебных сборов по основам военной службы:

- материально-техническое оснащение;

- отсутствие мест проведения учебных сборов;

- отсутствие финансовых средств для организации питания, проживания, трансфера участников сборов;

- отсутствие помощи в проведении сборов со стороны отделов военного комиссариата Иркутской области;

- отсутствие подготовленных кадров преподавателей для проведения учебных занятий в процессе сборов;

6. Испытываете ли Вы затруднения в вопросах планирования и проведения внеучебных мероприятий по направлениям «Военно-патриотическое воспитание обучающихся», «Оборонно-спортивная работа»? В чём они заключаются?

  • Нет – 50 %;
  • Затруднения в вопросах планирования и проведения внеучебных мероприятий:

- нет поддержки со стороны организаций ДОСААФ и отделов военного комиссариата Иркутской области;

- затруднения в части материального обеспечения.

7. Планируете ли Вы в перспективе разрабатывать материалы (организационные, методические) для преподавания дисциплин ОБЖ, БЖ в соответствии с требованиями ФГОС?

  • Да – 86,6 %;
  • По мере необходимости – 1,6 %;
  • Нет – 11,6 %.

8. Какова Ваша позиция по вопросу личного участия в областном смотре-конкурсе профессионального мастерства «Учитель года ОБЖ»?

  • Положительно – 51,6 %;
  • Еще не готов – 5 %;
  • Планирую – 13,3 %;
  • Не рассматриваю – 15 %;
  • Только заочно – 10 %.

9. Какие проблемы, на Ваш взгляд, являются наиболее актуальными в процессе проведения курсов повышения квалификации по ОБЖ (БЖ)?

  • Нет  проблем – 20 %;
  • Планирую пройти обучение на курсах повышения квалификации – 5 %;
  • Проблемы в проведении:

- лучше было бы проводить обучение на курсах дистанционно, заочно;

- удаленность ПОО от центров повышения квалификации;

- необходимость оплаты за  обучение на курсах;

  • В процессе курсовой подготовки необходимо больше уделять внимания:

- изучению современных методик проведения учебных занятий;

- отработке практических умений и навыков;

- вопросам военной тематики и  гражданской обороны;

10. Считаете ли Вы целесообразным создание методического объединения педагогов ОБЖ профессиональных образовательных организаций региона?

  • Да – 88,3 %;
  • Затрудняюсь ответить – 3,3 %;
  • Нет – 8,3 %.

Выводы

  1. Большая часть педагогов (56,6 %) испытывает потребность в консультационной и информационно-методической поддержке по вопросам преподавания курса ОБЖ (БЖ).
  2. К проблемам организационного и методического характера, существующими в преподавании дисциплин ОБЖ и БЖ в ПОО относятся недостаточное оснащение кабинетов ОБЖ и отсутствие учебно-методической литературы.
  3. Нехватка информационных ресурсов по направлению деятельности, за исключением учебной литературы, педагогами испытывается из-за неумения работать с интернет-источниками.
  4. Для подавляющего большинства педагогов (85 %) существенна потребность в использовании методического опыта коллег.
  5. Существенным затруднением для педагогов в части планирования и проведения учебных сборов по основам военной службы представляет недостаточное финансирование.
  6. Для значительной части педагогов (50 %) затруднениями в вопросах планирования и проведения внеучебных мероприятий являются отсутствие поддержки со стороны организаций ДОСААФ и отделов военного комиссариата Иркутской области (материальное обеспечение сборов).
  7. Большая часть педагогов (86,6 %) готовы разрабатывать организационно-методические материалы для преподавания дисциплин ОБЖ, БЖ в соответствии с требованиями ФГОС.
  8. Вопрос личного участия в областном смотре-конкурсе профессионального мастерства «Учитель года ОБЖ» большинством педагогов рассматривается положительно.
  9. Наиболее оптимальной формой  проведения курсов повышения квалификации по ОБЖ педагоги считают проведение обучения дистанционно (заочно).
  10. Подавляющее большинство педагогов (88,3 %) считает целесообразным создание методического объединения педагогов ОБЖ профессиональных образовательных организаций региона.

 

Мониторинг

состояния работы по формированию готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций Иркутской области к военной службе

(25 мая – 5 июня 2018 года)

В соответствии с Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р), подготовка молодёжи к службе в Вооружённых силах и других войсках является одним из важнейших направлений в деятельности педагогических коллективов учреждений СПО как в рамках образовательного процесса, так и при организации внеучебной деятельности с обучающимися.

В период с 25 мая по 5 июня 2018 г. Центром ОБЖ, ОТ и сопровождения внеучебной деятельности ПОО «Регионального института кадровой политики» был проведен мониторинг состояния работы по формированию готовности обучающихся профессиональных образовательных организаций Иркутской области к военной службе. Данные были представлены 58-ю учреждениями СПО региона.

Анализ представленных данных от профессиональных образовательных организаций показывает следующие результаты: выполнение учебной программы по разделу «Основы военной службы» составляет  99,1%  от количества обучающихся по данному разделу; участие в учебных сборах обучающихся составляет 94,7% от числа юношей, обучающихся по дисциплине ОБЖ на данном курсе.

Обязательным компонентом программы «Основы военной службы» являются учебные сборы.

При этом учреждения СПО осуществляли взаимодействие с заинтересованными организациями и ведомствами в части подготовки и проведения учебных сборов:

По данным мониторинга количество выпускников, призванных на военную службу за последние три года составляет 49,7% от их общего количества. За этот же период 0,4 % выпускников поступили в военные образовательные организации, решив посвятить себя военно-профессиональной деятельности.  Количество обучающихся, занимающихся в клубах, секциях военно-патриотической, оборонно-спортивной направленности составляет 22,8 %.

Существенную роль в процессе формирования готовности обучающихся к военной службе играет состояние учебно-материальной базы. На сегодняшний день состояние учебно-материальной базы учреждений СПО по основам военной службы характеризуется следующими показателями:

 

 

Следует отметить, что по представленным данным в учреждениях СПО проводится систематическая работа по подготовке и сдаче нормативов Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне». Так, в 2018 году 48,5 % обучающихся успешно сдали нормативы ГТО.

Формированию готовности и мотивации обучающихся к выполнению обязанностей  военной службы  способствуют мероприятия военно-патриотической и оборонно-спортивной направленности, проводимые  в учреждениях СПО. Количество проведенных мероприятий в каждом учреждении за год – 14 (усредненный показатель в целом по ПОО), что характеризует эффективность деятельности педагогических коллективов в этом направлении.

 

Данные по кадровому составу педагогов учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности»

(всего 74 человека):

1.      Педагогов – женщин – 26 человека, педагогов – мужчин – 48.

2.      Средний возраст педагогов – 51,8 года.

3.      Имеют базовое образование (человек):

- педагогическое – 34;

- военное – 10;

- техническое (инженерное) – 11;

- юридическое – 3;

- в области физической культуры – 5;

- экономическое – 2;

- в области сельского хозяйства – 3;

-в области культуры и искусств – 2;

- в сфере безопасности  жизнедеятельности – 1;

- по пожарной безопасности – 1;

- в сфере финансов – 1;

- экологическое – 1.

4. Прошедших обучение на военной кафедре ВУЗа – 13 человек.

5. Прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки по направлению деятельности – 32 человека.

6. Средний показатель педагогического стажа по ОБЖ (БЖ) – 12,5 лет.

7. Наличие квалификационной категории:

- высшая КК – 21 человек;

- первая КК – 26 человек;

- не имеют КК – 17 человек.

8. Прошли обучение на курсах повышения квалификации по направлению деятельности – 39 человек.

 

Исходя из данных, полученных в ходе мониторинга, Центром ОБЖ, ОТ и сопровождения внеучебной деятельности ПОО на второе полугодие 2018 года спланирован региональный межведомственный семинар «Актуальные проблемы формирования готовности обучающихся к военной службе». Целью этого мероприятия будет являться повышение результативности работы педагогов основ безопасности жизнедеятельности образовательных организаций Иркутской области,  работающих с допризывной молодежью.