Основные требования к педагогическим работникам, осуществляющим преподавание по программам профессионального обучения, программам среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), изложены в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н (профстандарт). Также требования к педагогическим работникам и иным лицам, привлекаемым к реализации образовательных программ СПО, содержатся в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО), раздел «Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы».
Наряду с преподаванием дисциплин профстандарт выделяет следующие обобщенные трудовые функции соответствующей педагогической деятельности: организация и проведение учебно-производственного процесса; организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО; проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями); организационно-методическое, научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации.
Возможные наименования должностей, профессий, предусмотренные профстандартом: преподаватель, мастер производственного обучения.
Требования к образованию и обучению, предъявляемые к преподавателю:
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и(или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.
Требования к опыту практической работы:
Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
Требования к образованию и обучению, предъявляемые к мастеру производственного обучения:
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися. Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися. При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по ДПП - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.
Требования к опыту практической работы мастера производственного обучения: обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
Особые условия допуска к работе преподавателя и мастера производственного обучения:
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности. Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы, содержащиеся в ФГОС СПО, оговаривают возможность привлечения к реализации образовательных программ лиц на условиях гражданско-правового договора. Так, например, пункт 4.4. ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утв. приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 года № 1565, устанавливает следующее:
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, … (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, …, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, …, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.
Аналогичные требования к кадрам содержатся и в других ФГОС СПО.
Относительно вопроса о возможности реализовывать программы профессионального обучения только лицами, привлекаемыми на основе гражданско-правовых договоров оказания услуг, отметим следующее.
Одним из лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (пункт 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966).
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (пункт 21 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
Лица, оказывающие услуги по обучению, привлекаемые по договорам гражданско-правового характера, не отвечают понятию педагогического работника. Поэтому, на наш взгляд, реализация программ профессионального обучения только лицами, состоящими не трудовых, а в гражданско-правовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, без привлечения собственно педагогических работников, будет считаться нарушением лицензионных требований.