Размер шрифта: Цвета:

Внедрение ФГОС СПО ТОП 50

Провозглашённый в России переход на инновационный путь развития, необходимость решения актуальных задач «новой индустриализации» и импортозамещения требует опережающего развития профессионального образования в целом, системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в особенности.

В послании Федеральному  Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»

В список 50 наиболее востребованных и перспективных, наряду с традиционными профессиями автомеханика, сварщика и парикмахера, вошли такие как: оператор беспилотных летательных средств, мобильный робототехник, специалист по аддитивным технологиям, мехатроник и техник по композитным материалам.

Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821) распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 N 349-р  утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, в том числе по созданию условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций.

Разъяснения по вопросам введения Федеральных государственных образовательных стандартов СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (ФГОС СПО по ТОП-50)

В рамках реализации указанного комплекса мер в субъектах Российской Федерации должны быть созданы условия для подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям (ТОП-50) в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.

Опора в регионе по реализации ФГОС СПО по ТОП 50 делается на «ведущие» профессиональные образовательные организации (в том числе ресурсные центры), владеющие мощными образовательными ресурсами (материально-техническими, кадровыми, методическими, информационными, социальными (система связей с партнерами)), необходимыми для обеспечения подготовки кадров по ТОП-50 на международном уровне качества.

На региональном уровне решены следующие задачи:

определен региональный перечень приоритетных  профессий и специальностей для подготовки в региональной системе СПО, согласующийся с федеральным перечнем перспективных и востребованных на рынке труда Российской Федерации профессий и специальностей (ТОП-50);

определены (в том числе из числа региональных ресурсных центров) «ведущие» профессиональные образовательные организации-лидеры, с опорой на которые будет обеспечена  подготовка кадров по ТОП-50;

организовано взаимодействие МЦК и «ведущих» ПОО с целью трансфера программ и технологий подготовки кадров по ТОП-50.

Реализация ТОП-50 потребует внедрение современных образовательных технологий:

  • практико-ориентированные методы обучения (дуальное обучение) и связанные с ними инфраструктурные и технологические решения;
  • модульно-кредитная система обучения;
  • сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения;
  • трансляция опыта тренировок команд Ворлдскиллс в массовую практику подготовки кадров по ТОП-50 через сетевое взаимодействие с межрегиональными центрами компетенций, создаваемыми в рамках ФЦПРО, с базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров Минтруда России
  • реализация ресурсными центрами (ведущими ПОО) права проведения демонстрационного экзамена в соответствии с требованиями Ворлдскиллс.

Основной задачей регионального центра мониторинга и развития профессионального образования является оказание методической помощи руководителям и работникам профессиональных образовательных организаций в подготовке и реализации мероприятий по модернизацию системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО в соответствии с задачами и целевыми ориентирами, определенными в комплексе мер.

Правовую основу перехода профессиональных образовательных организаций на ФГОС СПО по ТОП 50 составляют следующие документы:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821)
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации  от 03.03.2015 N 349-р  «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р);
  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р);
  • Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212);
  • Постановление Правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» от 5 августа 2013 г. № 662;
  • План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки“ (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14 июня 2013 г. № 464
  • Стратегия  развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года  (одобрена Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн)