Размер шрифта: Цвета:

13 ноября 2017 года прошло заседание научно-методического совета ГАУ ДПО ИО РЦМРПО

14 ноября 2017
  1. На заседании были рассмотрены вопросы:
  2. Анализ квалификаций педагогических работников системы СПО.
  3. Организация исследования по выявлению затруднений педагогических работников системы СПО.
  4. О результатах независимой оценки качества образовательной деятельности.
  5. Промежуточные отчеты о работе федеральных экспериментальных площадок ФГАУ ФИРО.

По первому вопросу выступила Трускавецкая Валентина Александровна, заведующая отделом развития профессиональных квалификаций РЦМРПО (презентация).

Анализ квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций Иркутской области на соответствие требованиям профессиональных стандартов проводился в период с 14 по 30 сентября 2017 г. по распоряжению министерства образования Иркутской области от 14.09.2017 г. № 546-мр «Об анализе квалификации педагогических работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов».

Цель процедуры: определение соответствия квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций Иркутской области требованиям профессиональных стандартов и выявление квалификационных дефицитов.

Для проведения данной процедуры сотрудниками ГАУ ДПО ИО «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования» изучены профессиональные стандарты, применяемые в системе среднего профессионального образования:

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8.09.2015г. № 608н);

Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н);

Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н);

Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н).

На основе профессиональных стандартов определены требования к квалификации педагогических работников и параметры для ее оценки.

В анализе приняли участие 58 ПОО, подведомственных министерству образования Иркутской области (3599 сотрудников ПОО).

Параметры для оценки квалификации были определены следующие:

  • наличие высшего или среднего профессионального образования (ППССЗ)
  • наличие профильного образования
  • наличие педагогического образования
  • наличие документа о прохождении обучения по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности за последние 3 года (удостоверение о повышении квалификации)
  • наличие документа о прохождении стажировки по профилю за последние 3 года (удостоверение о повышении квалификации в форме стажировки) – для педагогов профессионального цикла и мастеров п/о.

Результаты анализа квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций Иркутской области на соответствие требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Анализировались данные по 2622 преподавателям  из 58 ПОО.

Из них, преподаватели общеобразовательного цикла – 35,8 % (941 чел.)

Из них, преподаватели профессионального цикла – 37 % (947 чел.)

Из них, преподаватели прочих циклов – 27,2 % (714 чел.)

Доля педагогов, имеющих высшее образование, к общему числу преподавателей – 90,6 %. (2375 чел.)

Доля педагогов, имеющих среднее профессиональное образование, к общему числу преподавателей – 9,4 %. (247 чел.)

Доля педагогов, имеющих профильное образование, к общему числу педагогов - 85% (2229 чел.)

Доля педагогов, имеющих педагогическое образование, к общему числу педагогов – 78,6 % (2061 чел.)

Доля педагогов, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности за последние 3 года (имеется удостоверение о повышении квалификации), к общему числу педагогов цикла

преподавателей общеобразовательных дисциплин – 63 %

преподавателей профессионального цикла –58,07%.

преподавателей прочих циклов – 60 %

Для преподавателей профессионального цикла анализировался еще один параметр: доля педагогов, прошедших стажировку по профилю профессии (специальности) за последние 3 года (удостоверение о повышении квалификации в форме стажировки), к общему числу педагогов - 27,98 %.

 

Результаты анализа квалификации мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций Иркутской области на соответствие требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Анализировались данные по 600 мастерам п/о из 47 ПОО.

Доля мастеров, имеющих высшее образование, к общему числу мастеров - 42 %.

Доля мастеров, имеющих среднее профессиональное образование, к общему числу мастеров - 57 %.

Доля мастеров, имеющих профильное образование, к общему числу мастеров - 81%.

Доля мастеров, имеющих педагогическое образование, к общему числу мастеров – 59%.

Доля мастеров, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности за последние 3 года (удостоверение о повышении квалификации), к общему числу мастеров - 65 %.

Доля мастеров, прошедших стажировку по профилю за последние 3 года (имеется удостоверение о повышении квалификации в форме стажировки, а не справка), к общему числу мастеров - 30 %.

 

Результаты анализа квалификации методистов профессиональных образовательных организаций Иркутской области на соответствие требованиям  профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Анализировались данные о 66 методистам из 34 ПОО.

Доля, имеющих высшее образование, к общему числу методистов - 100 %.

Доля, имеющих ДПО в области методической деятельности в профобразовании, к общему числу методистов - 61%.

Доля, имеющих высшее образование – магистратуру в области методической деятельности в образовании (профессиональном образовании, профессиональном обучении, ДПО), к общему числу методистов - 18 %.

Доля, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности за последние 3 года

(имеется удостоверение о повышении квалификации), к общему числу методистов – 82 %.

 

Результаты анализа квалификации педагогов-психологов профессиональных образовательных организаций Иркутской области на соответствие требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

В ходе анализа рассматривались данные по 56 педагогам-психологам из 42 ПОО.

Доля, имеющих высшее образование по профильному направлению, к общему числу педагогов-психологов - 94 %.

 

Результаты анализа квалификации социальных педагогов профессиональных образовательных организаций Иркутской области на соответствие требованиям профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»

В анализе рассматривались данные по 63 социальным педагогам из 49 ПОО.

Доля, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, к общему числу социальных педагогов - 94%.

Доля, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», к общему числу социальных педагогов - 61 %.

Доля, имеющих ДПО по направлению профессиональной деятельности в организации (имеется удостоверение о повышении квалификации), к общему числу социальных педагогов – 57 %.

Доля, имеющих ДПО по направлению профессиональной деятельности в организации (имеется диплом о профпереподготовке), к общему числу социальных педагогов – 10,88 %.

 

Результаты анализа квалификации воспитателей профессиональных образовательных организаций Иркутской области на соответствие требованиям профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»

Анализировались данные по  114 воспитателям из 43 ПОО.

Доля, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, к общему числу воспитателей - 95%.

Доля, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», к общему числу воспитателей – 64,36 %.

Доля, имеющих ДПО по направлению профессиональной деятельности в организации (имеется удостоверение о повышении квалификации), к общему числу воспитателей – 37 %.

Доля, имеющих ДПО по направлению профессиональной деятельности в организации (имеется диплом о профпереподготовке), к общему числу воспитателей – 12 %.

Результаты анализа квалификации педагогов-организаторов профессиональных образовательных организаций Иркутской области на соответствие профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания»

В процедуре анализа рассматривались данные по 32 педагогам-организаторам из 28 ПОО.

Доля, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, к общему числу педагогов-организаторов - 96%.

Доля, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», к общему числу педагогов-организаторов - 66 %.

Доля, имеющих ДПО по направлению профессиональной деятельности в организации (имеется удостоверение о повышении квалификации), к общему числу педагогов-организаторов – 45 %.

Доля, имеющих ДПО по направлению профессиональной деятельности в организации (имеется диплом о профпереподготовке), к общему числу педагогов-организаторов – 7 %.

 

Результаты анализа квалификации педагогов дополнительного образования профессиональных образовательных организаций Иркутской области на соответствие профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

45 человек из 19 ПОО.

Доля, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, к общему числу педагогов дополнительного образования - 86%.

среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», к общему числу педагогов дополнительного образования - 55 %.

Доля, имеющих ДПО направленность (профиль) которого, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), к общему числу педагогов дополнительного образования – 50 %.

Доля, имеющих ДПО по направлению профессиональной деятельности в организации (имеется удостоверение о повышении квалификации), к общему числу педагогов дополнительного образования – 45 %.

 

Проведенный анализ позволил выявить квалификационные дефициты педагогических работников профессиональных образовательных организаций Иркутской области. Рекомедации:

ПОО

разработать планы организации дополнительного профессионального образования педагогических работников ПОО с учетом устранения выявленных квалификационных дефицитов на 2017-2020 гг.

на основе разработанных планов оформить заявку на обучение по дополнительным профессиональным программам и представить ее в ГАУ ДПО ИО РЦМРПО

ГАУ ДПО ИО РЦМРПО

составить перечень необходимых дополнительных профессиональных программ для устранения квалификационных дефицитов педагогических работников профессиональных образовательных организаций Иркутской области

разработать ДПП с учетом выявленных дефицитов педагогических работников профессиональных образовательных организаций Иркутской области

согласовать перечень ДПП для определения государственного задания на 2018 год.

 

По второму вопросу выступил Пензин Сергей Васильевич, заведующий отделом оценки качества РЦМРПО (презентация).

Сергей Васильевич представил результаты пилотной апробации теста, разработанного на основе требований ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н)  к знаниям педагогических работников СПО. С 1 декабря в тестировании примут участие все педагогические работники учреждений СПО.

 

С результатами независимой оценки качества образовательной деятельности учреждений СПО Иркутской области можно ознакомиться в презентации Пензина С.В. (презентация).

Промежуточные отчеты о деятельности экспериментальных площадок ФГАУ ФИРО представили:

Профессиональные стандарты как инструмент развития кадрового потенциала региональной системы среднего профессионального образования Трускавецкая В.А. (презентация).

Разработка и реализация комплекса сетевых образовательных программ профессиональных проб для детей и молодежи Иркутской области Шелехова О.В. (презентация).

В завершении заседания были рассмотрены и рекомендованы к утверждению новые ДПП, разработанные сотрудниками центра (приложение).